«Как часто душа христианина не может полностью утолить свою духовную жажду. Грех, суета, погоня за земными благами, конфликты с людьми — все это мучительно томит человеческую душу. От этих волнений и переживаний христианин постоянно стремится к иному миру, т.е. еще здесь, живя на земле, он не оставляет желания приобщиться через молитвы и Таинства к вечной жизни в Боге. Таинства Церкви Христовой помогают христианину сбросить гнетущую тяжесть суеты и греха и утвердить сердце свое в том, что неизменно, чего никто и никогда не отнимет, над чем не властны ни люди, ни время, ни смерть.»[1]

Так начинается замечательная статья схиархимандрита Иоанна Маслова «Божественная литургия (Опыт изъяснения начального возгласа и мирной ектинии)».

В этих словах речь идет о непреходящих ценностях, следование которым помогает человеку пройти достойно свой земной путь, живя вечным и для вечности. В основе нравственности лежит просвещение, фундамент ее – память о вечной жизни, связь с Церковью, с ее таинствами. Нравственное воспитание без Бога невозможно. Этот вывод следует из всех высказываний, всех трудов схиархимандрита Иоанна Маслова

Встреча  трудами отца Иоанна для меня, как и для многих других представителей   нашей современной интеллигенции, явилась важным событием, оказавшим влияние на мои ценностные духовно-нравственные ориентиры, на мою жизнь.

В отличие от тех, кто воспринял христианство с детства, получил правильное церковное воспитание еще в семье, я пришел к православию довольно поздно – в тридцатидевятилетнем возрасте.

В первое время  после крещения,  которое я принял в конце 80-х годов, мною было прочитано достаточно много христианской литературы. При этом отдавалось предпочтение литературе высокого интеллектуально-философского плана, касающейся вопросов мистического и догматического богословия. Я, как и многие другие интеллигенты, шел, по образному выражению архиепископа Феодосия Полоцкого из его доклада на последних Глинских чтениях, путем «головастиков». Конечно, было участие в работе церковного историко-археологического общества, в восстановлении одного из храмов г.Орла, в работе православной гимназии, но не было многого того, что воспринимается и впитывается в православных семьях с детства – и, прежде всего, полноты литургического сознания и мироощущения, чувства нераздельности твоей жизни с жизнью Церкви – земной и небесной. Не было также понимания всей конкретности и непреложности смысла апостольских слов: «Блюдите убо, како опасно ходите». Все это стало приходить благодаря погружению в деятельность движения православных педагогов, у истоков которого стоит отец Иоанн Маслов.

В 1999 году мне впервые довелось принимать участие в Международном педагогическом форуме «Глинские чтения» и далее в серии всероссийских региональных и всероссийских конференций, организованных Фондом «Наследники Александра Невского». Я познакомился с трудами схиархимандрита Иоанна Маслова и стал использовать их в своей педагогической практике. Примечательно, что из всех тем, предлагаемых  на выбор студентам для сочинений, эссе и рефератов по трудам отца Иоанна, они отдавали предпочтение темам, непосредственно связанными с ключевыми нравственными христианскими понятиями, а также с деятельностью Церкви, с ее спасительной ролью в жизни человека.

Последнее первоначально особенно удивляло меня. Конечно, в какой-то мере это можно было объяснить генной памятью поколений русского народа, тысячелетие исповедующего православие. Однако, в конце концов, я пришел к выводу, что в первую очередь, на выбор студентов оказывает воздействие  позиция самого отца Иоанна, его глубоко церковный взгляд на жизнь и предназначение человека. Кредо схиархимандрита Иоанна Маслова выражено в словах: «Человек рождается не только для того, чтобы умереть, но и умирает для того, чтобы жить вечно» (статья «Тайны жизни и смерти»). Благоговейное отношение батюшки к церковной традиции, которое он передавал и передает всем своим духовным чадам,  всем читателям его книг, проистекает от глубокого понимания  определяющей роли Церкви  в подготовке людей для жизни вечной. С неотразимой убедительностью, в ярких, врезающихся в память образах отец Иоанн раскрывает спасительный смысл православного богослужения, показывает значение духовенства и монашества в нравственном воспитании русского народа. Книги схиархимандрита Иоанн Маслова приоткрывает сокровенную суть духовной жизни монахов Глинской пустыни, давая возможность в какой-то мере осознать, понять истоки той светоносной силы, которую являют перед нами творения, слова и дела насельников достославной обители. Так, он обращает наше внимание на смысл некоторых обрядов, отличающих богослужение в Глинской Пустыни. Один из них – ношение диаконами по церкви гробниц (дарохранительниц). Объясняя сущность этого обряда, схиархимандрит Иоанн приводит слова автора «Исторического описания Глинской Богородицкой пустыни»: «… гробницы , в которых Божественные Тайны на Святом престоле хранятся, изображают гроб Спасителя… когда диаконы выходят из алтаря и являются с гробницами на плечах и с кадильницами в руках, тогда умы верующих обращаются к воспоминанию радостного о Христовом Воскрешении благовестия, которое мироносицы приняли от ангелов, явившихся в ризах блистающих и глаголавших им: «Иисуса Распятого ищете? Несть зде, но воста, придите, видите место, идеже лежа Господь»[2].

Пасхальная радость, реально переживаемая монахами во время  каждого богослужения в течение всего года, отражается во всех  проявлениях жизни обители. Этой светозарная радость присутствует в учении глинских старцев и, прежде всего, в творениях и поучениях самого схиархимандрита Иоанна Маслова.

Схиархимандрит Иоанн пишет: «Глинские подвижники, имея дух молитвы, с великим дерзновением просили за народ. Поэтому в храме Глинской пустыни душа сама устремлялась ввысь, возгоралась любовью ко Господу. Недаром старцы любили поучать: «Будь свечой горящей!». Такой свечой горящей был сам схиархимандрит Иоанн Маслов, житию которого посвящена книга Николая Васильевича Маслова «Благодатный старец».

Путь схиархимандрита предстает в этой книге как многотрудный, многоскорбный, но вместе с тем светлый путь. Жизнь Иоанна Маслова – пример сораспятия и совоскресения со Христом. Сострадая, он имел дар силой пламенной молитвы исцелять душу и тело человека. Важно, что книга написана духовным чадом схиархимандрита, выступающего в роли сотаинника великого старца. Каждая строка, каждое слово «Благодатного старца» проникнуты любовью и благоговением. Мы читаем в книге: «Рядом со старцем каждый чувствовал, что мир иной, жизнь будущего века реально существует».

Николай Васильевич пишет: «каждый чувствовал» — но это прежде всего слова о самом себе. В книге «Благодатный старец» получило воплощение то живое, опытное, познание Бога, которое было передано батюшкой  всем его духовным чадам. «Хвалите имя Господне! – так называется одна из последних книг духовного чада отца Иоанна   Сливенского митрополита Болгарской церкви Иоаникия. Его выступления и книги пронизывает мотив пасхального света «Одна искра может обновить душу. Наши молитвы должны быть направлены на обретение света. Духовный мрак стремится скрыть наш изначальный образ. Наша цель – развеять этот мрак», — это слова из выступления митрополита Иоаникия на Глинских чтениях, проведенных в Варне.

Светоносный образ отца Иоанна Маслова несет в себе вместе с тем и черты строгости..  Откуда была эта строгость, вызывавшая смущение у некоторых? Труды и жизнь самого схиархимандрита дают ясный ответ на этот вопрос: от опытного знания духовной реальности, от ясного, полностью лишенного какого бы то ни было налета фантазии и вымысла  видения стремнин зла, погибельной бездны, угрожающей человеку. Строгость отцу Иоанну диктовала любовь. «Покайся деточка, а то погибнешь – в этом увещевании старца, обращенном к его духовной  дочери, проявляется весь отец Иоанн, вся глубина и сила его любви, сорастворенной со страхом Божьим, сокровенным знанием о человеке, великой ответственностью за души пасомых.

«Известно, что кто каким путем идет ко спасению, таким же путем он и руководит других»[3].  — пишет отец Иоанн  Маслов. Он подчеркивает: «спасение — это длительный постоянный процесс внутренней борьбы и работы над самим собой»[4].

В «Глинском патерике» отец Иоанн приводит «Поучение  новопостриженному монаху» игумена Филарета: «Если бы и каждый день пришлось тебе тысячу ран принять, и тогда не слушайся врага твоего, не отступай от подвига и не впадай в отчаяние, но знай, что враг вооружается на тебя, завидуя твоему доброму намерению»[5].  Схиархимандрит сопровождает эти слова следующим комментарием: «Кто не подвизается, тот ослабевает, приходит в нерадение, забвение должного. «Горе сердцам боязливым и рукам ослабленным и грешнику, ходящему по двум стезям», — говорит слово Божие. Горе сердцу расслабленному, ибо оно не верует (малодушничает, мало надеется на Бога) и за то не будет защищено. Горе потерявшим терпение! Что будете делать, когда Господь посетит? Боящиеся Господа не будут недоверчивы к словам его, и любящие Его сохранят пути Его»[6].

Борьба за нравственное совершенство, согласно отцу Иоанну, требует напряжения всех сил и способностей и представляет собой целожизненный подвиг.

Вся деятельность самого отца Иоанна, весь путь, совершенный им на земле, является примером такого целожизненного подвига. В статье «Преподобный Амвросий Оптинский и русская интеллигенция второй половины XIX века», написанной старцем за два года до его кончины, находим такие строки :

«Отец Амвросий был не только великим проповедником Царствия Христова, но и живым носителем этого Царства. Старец не только звал к свету и обновлению духовному, но и сам был светильником, который светил и привлекал всех, кто желал идти по стопам Спасителя. Таким и должен быть пастырь Церкви Христовой.

Незадолго до смерти о. Амвросия, которая последовала 10 октября 1891 года, его спросили: “Придет время, не станет вас с нами. Что мы тогда будем делать?” И он с любовью ответил тогда: “Уж если я с вами тут все возился, то там-то от вас уж, верно, не уйдешь”»[7] .

Эти слова в полной мере могут быть отнесены и к батюшке. Схиархимандрит Иоанн Маслов также был светильником, образцом пастыря Церкви Христовой, и он также, как отец Амвросий, продолжает окормлять своих духовных чад и после своей блаженной кончины, откликаясь на обращенные к нему молитвы и прошения. В книгах «Благодатный старец» и «В память вечную будет праведник» приведены многочисленные примеры помощи старца, оказанной им людям уже после его перехода в жизнь вечную. Такая помощь была оказана и нашей семье. После моей молитвы на могиле батюшки наш сын, выпускник провинциальной школы, не имеющий никаких покровителей в столице, не занимавшийся ни на каких специальных репетиторских курсах, поступил на факультет международной журналистики МГИМО. Мне никто не верил, что сын поступил сам, без всяких связей и поддержки. Мне говорили: Вам кто-то очень помог. Да, говорю я теперь, помог. Нам помог великий молитвенник и скоропомошник — схиархимандрит Иоанн Маслов.

Евангелием заповедано судить о дереве по его плодам. Наша встреча с отцом Иоанном Масловым произошла, прежде всего, благодаря его духовным чадам.  Воспринятая от старца  благодатная энергия заряд,  свет пасхального благовестия определяет духовную суть и плодоносность свершений Всероссийского историко-патриотического общества «Наследники Александра Невского», Московской педагогической академии», радиоканала «Народное радио», деятельность руководителей и организаторов которых на ниве православного просвещения нашего народа, так же, как деятельность самого схиархимандрита Иоанна Маслова можно именовать целожизненным подвигом.

[1] Схиархимандрит Иоанн (Маслов) Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Статьи разных лет. – М.: «Самшит»,с.386.

[2] Схиархимандрит Иоанн (Маслов) Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительская деятельность в XVI-веках. – М.: Издательский отдел Московского патриархата, 1994, с.128-129.

[3] Схиархимандрит Иоанн (Маслов) Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Статьи разных лет. – М.: «Самшит», с.440.

[4] Там же, с.306.

[5] Схиархимандрит Иоанн (Маслов) Глинский патерик. – М.: «Самшит», 1997, с.86.

[6] Схиархимандрит Иоанн (Маслов) Глинский патерик. – М.: «Самшит», 1997, с.100.

[7] Схиархимандрит Иоанн (Маслов) Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Статьи разных лет. – М.: «Самшит», с.453.

Икона дня


Православный календарь

Сегодня: 26 апреля 2024