Схиархимандрит Иоанн Маслов и современная монастырская педагогика

Прежде чем начать свое выступление[1], хочу передать участникам «Глинских чтений» низкий поклон и благословение наместника Новосильского Свято-Духова монастыря, игумена Александра (Маслова). В этом монастыре, история которого восходит к 12 веку, как и во многих русских восстановленных монастырях,  идет сегодня интенсивная работа по возрождению духовных традиций Святой Руси, по просвещению и образованию народа. И в этом отношении наше время может быть сопоставлено с эпохами князя Владимира и Сергия Радонежского.

Церкви и монастыри, появившиеся на Руси после крещения, несут с собою письменность и просвещение. Первыми учителями на Руси были священники, и это навсегда наложило отпечаток на русскую педагогику, на отношение нашего народа к званию учителя. Выдающийся русский писатель Иван Васильевич Киреевский в своей статье «О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России» пишет о древнерусских монастырях: «Из них единообразно и единомысленно разливался свет сознания и науки во все отдельные племена и княжества. Ибо не только духовные понятия народа из них исходили, но и все его понятия нравственные, общежительные и юридические, переходя через их образовательное влияние, опять от них возвращались в общественное сознание, приняв одно, общее, направление»[1:].

Появление центров, распространявших грамотность и просвещение, стало одним из ключевых условий для консолидации нашего государства. Как мы знаем из истории, выдающуюся роль в этом деле сыграла Обитель Святого Сергия Радонежского. Василий Осипович Ключевский пишет: «При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной» [2:]При этом он отмечает: «Таких людей была капля в море православного русского населения. Но ведь и в тесто немного нужно вещества, вызывающего в нем живительное брожение. Нравственное влияние действует не механически, а органически. На это указал Сам Христос, сказав: “Царство Божие подобно закваске”.

В качестве одного из таких людей в наше время выступает выдающийся отечественный просветитель, духовный писатель и педагог схиархимандрит Иоанн Маслов. В его лице сливаются традиции русского старчества, сосредоточием которых в середине прошлого века выступает Глинская пустынь и традиции русского духовного просвещения, сохранению которых способствовала Московская Духовная Академия.

Публикация трудов схиархимандрита Иоанна Маслова в середине 90-х годов прошлого века, получение грифа Министерства образования РФ, внедрение их в педагогический процесс учебных заведений России способствовали формированию «духопроводной атмосферы» в отечественной средней и высшей школе. Все это стало возможным благодаря деятельности Историко-патриотического общества «Наследники Александра Невского,   Фонда святого благоверного князя Александра Невского, Московской педагогической академии. Эта деятельность во многом подготовила введение в школы России «Основ православной культуры» на федеральном уровне, и в настоящее время является ведущим фактором, определяющим формирование концептуальной, дидактической и методической базы для создания системы духовно-нравственного образования и воспитания, ориентированной на святоотеческие традиции.

В чем же состоит смысл, суть, основа предлагаемого подхода?

Во-первых дается ясное и строгое определение цели духовно-нравственного образования и воспитания – спасение человека через развитие всех духовных способностей и нравственное совершенствование его.

Во-вторых развертывается система терминов обусловленная представлением об иерархическом устройстве человека, состоящем из духа, души и тела. Важным достоинством данной системы является строгое определение понятий духа и духовности, которые, согласно развиваемому подходу не могут быть сведены к понятиям культуры, цивилизованности человека. При определении данных понятий схиархимандрит Иоанн Маслов и вслед за ним доктор педагогических наук, доктор богословия Николай Васильевич Маслов, авторы ряда методических пособий, подготовленных МПА, следуют антропологии святых отцов, рассматривающих дух как «орган Богоообщения, Бога сознающая, Бога ищущая и Богом живущая сила» (святитель Феофан Затворник). Отсюда, в соответствии решение проблемы духовно-нравственного образования и воспитания невозможно без признания веры в Бога в качестве основы нравственности человека. Следует отметить, что только при таком подходе словосочетания «духовно-нравственное образование», духовно-нравственное воспитание» могут рассматриваться в качестве терминов, имеющих однозначное, точно и строго определяемое содержание.

Иерархия трех сторон личности человека предопределяет иерархическое строение его души. Необходимо подчеркнуть, что иерархическая модель души человека в корне отличает православную психологию от психологии материалистической, рассматривающую душу как некое производное от внешних факторов психофизиологическое единство, обладающее равноправным, равновесным и взаимообусловленным соотношением своих частей. В соответствии с подходом, опирающемся на святоотеческую традицию, доминирующей стороной души человека является ум, который подчиняет себе чувства и волю. Ум в душе человека является проявлением духа; он не сводится к интеллекту, логике и предполагает, в первую очередь, способность к различению добра и зла, истины и лжи.

Образование ума и воспитание человека на основе этого образования осуществляется, согласно педагогической концепции, разработанной на основе трудов схиархимандрита Иоанна Маслова, по мере и степени усвоения нравственного закона, данного Богом. Нравственность выступает при этом не как проекция общественной морали и государственных установлений, но как результат действия закона, данного Богом, что предполагает свободное и сознательное приятие данного закона человеком.

В третьих, дается своеобразный тезаурус понятий духовно-нравственной жизни, получающий отражение и определение в «Симфонии по творениям Тихона Задонского» [3], составленной схиархимандритом Иоанном Масловым. Эта книга рекомендована Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для школ и вузов. Однако значение этой книги далеко выходит за рамки одной национальной системы образования. По сути дела, «Симфония» представляет собой энциклопедию духовно-нравственной жизни, в целостном и ясном представлении о которой так сегодня  нуждается человечество. Опыт использования «Симфонии» в школе и вузе свидетельствует, что христианский идеал соответствует насущной духовной потребности  студентов и школьников, их поискам смысла жизни, нравственных ориентиров в окружающем мире. Об этом я уже не раз говорил в своих выступлениях на «Глинских чтениях», приводил многочисленные характерные примеры.

В четвертых, в трудах схиархимандрита находит свое глубокое и последовательное решение одна из ключевых проблем современной педагогики – проблема самовоспитания. Схиархимандрит Иоанн Маслов в своих фундаментальных трудах «Глинская пустынь»[5] и «Глинский патерик»[6] раскрывает методы и средства самовоспитания, разработанные монастырскими подвижниками — великими первопроходцами и первооткрывателями. Они на своем опыте изведали все те опасности и трудности, с которыми сталкивается каждый, идущий по пути спасения, они опираются на подлинное знание глубин души человеческой. Ни один из их  педагогических советов не носит отвлеченного характера. Вспомним, что Преподобный Серафим Саровский называл Глинскую пустынь «великой школой духовной жизни».

В-пятых, в трудах отца Иоанна Маслова осуществляется глубокий анализ принципов и основ формирования личности самого педагога, его профессионального мастерства  на примере  учительной деятельности Иисуса Христа. Иоанн Маслов пишет: «Выступая со своей проповедью, Иисус Христос требовал от людей пламенной веры, жертвенной любви, полного переворота во всем строе внутренней личной жизни. Все личное в жизни человека должно перестроиться на общественное, греховное – на чистое, земное – на небесное, старое – на новое»[2][7: 103].

Педагогическое мастерство учителя предполагает умение излагать свои мысли с учетом состава и характера обучаемых. Иисус Христос являет нам образец и в этом отношении. Схиархимандрит Иоанн Маслов указывает, что всякий раз Христос применялся к обстоятельствам места и времени, строго сообразовывался с высотою умственного и нравственного развития. Своей паствы. Педагогика буквально переводится с греческого как «детоводительство». Деятельность педагога, ведущего за собой детей, уподобляется деятельности пастыря, который должен стремиться к подражанию Пастыреначальнику Христу. Иоанн Маслов указывает: Нравственное состояние паствы прежде всего зависит от влияния пастырей на паству.

Этот вывод, дорогие коллеги непосредственно относится и к нам, педагогам – детоводителям. От нашего с вами духовного состояния, от того, насколько мы сами следуем нравственному закону, зависит качество и сила образовательного и воспитывающего влияния на духовно-нравственное состояние наших питомцев.

Педагогическая система святых отцов, раскрытая в трудах схиархимандрита Иоанна Маслова, учебниках, учебных и методических пособия, подготовленных Н.В. Масловым и преподавателями МПА представляет собой  основу для формирования целостного мировоззрения, духовно-нравственного развития обучаемых на всех уровнях нашего образования.

Созданный педагогический инструментарий демонстрирует высокую эффективность в учебной практике.  В этом я не раз убеждался при ведении различных университетских курсов культурно-гуманитарной направленности  в студенческой аудитории. Но это касается также и аспирантской и преподавательской аудитории.

В 2015/2016 учебном году  — в первом и втором семестре — мною был  прочитан курс “Педагогика и психология высшей школы для аспирантов Приокского государственного университета.  В числе них было немало вузовских преподавателей, проходящих подготовку в аспирантуре заочно. Модуль данной дисциплины, посвященный методологии, теории и методике воспитания в высшей школе, включал ряд вопросов и тем, ориентированных на разработку проблемы святоотеческих традиций в отечественной педагогике в трудах схиархимандрита Иоанна Маслова, доктора педагогических наук, доктора богословия Н.В.Маслова, а также в изданиях МПА. Приведу примеры вопросов для практических занятий: 1.Идеал совершенной личности в отечественной педагогике; 2.Православная антропология в педагогических трудах Н.В. Маслова; 3.Нравственный закон как основа воспитания; 4.Воспитание человеколюбия, благородства и благонравия; 5. Воспитание ответственности, трудолюбия и добросовестности и др. А вот примеры тем курсовых работ: «Духовные традиции русского народа как основа нравственного воспитания студентов»; «Нравственный закон как основа развития волевой, эмоциональной и интеллектуальной сферы личности студента»;«Формирование системы непрерывного духовно-нравственного образования и воспитания: детский сад-школа-вуз: проблемы и пути решения»; «Образ совершенного человека как методологическая основа образования и воспитания» и др.

Процитирую работу аспиранта второго года обучения Павла Юрьевича Богатырева (кафедра информационных систем) «Духовные традиции русской педагогики как основа построения системы нравственного воспитания студентов»: «… Если в светском гуманизме нравственный идеал человека формируется хаотично и во многом зависит от случайных воздействий различного рода, в православии нравственность определенна и обоснована. При этом, важно понимать, что нравственные законы православия не аналогичны юридическим законам, которые изобретает человек. Предметом этих законов является душевные устремления человека, его душевное состояние…Эти законы универсальны и применимы в любой ситуации. Какие бы ни были изобретены новые технологии и формы социальных отношений, человеческие страсти неизменны и их всегда можно распознать, заглянув к себе внутрь. Следование данным законам…также необходимо самому человеку, как следование законам физическим. Исполнение заповедей очищает и оздоравливает душу человека, наполняет его жизненной силой и благодатью. Это естественное следствие соблюдения закона, также как физическое здоровье есть очевидно следствие правильного питания и здорового образа жизни. Основная цель духовной жизни есть приобщение к Богу, вступление с ним в духовное единство». Как видим, аспирант, получивший серьезное естественнонаучное образование, демонстрирует ясное понимание сути святоотеческого подхода к нравственности, понимание непреложности нравственного закона, столь же объективного, как и законы физические.

В заключение хочу сказать, что центральной проблемой современной отечественной педагогики все еще, к сожалению, продолжает оставаться отсутствие системного подхода к определению цели  и содержания образования и воспитания. В настоящее время не наблюдается переизбыток критики со стороны педагогической общественности, потока обличительных материалов, направленных против Министерства образования РФ («Кто виноват?»). Вместе с тем  сегодня очень редко можно встретить конструктивные предложения и, тем более реальный опыт построения образования и воспитания на выверенных и стройных методологических основах («Что делать?»). В этом отношении опыт, Фонда святого благоверного князя Александра Невского, Московской педагогической академии  по разработке и внедрении в учебную практику, в практику подготовки и переподготовки преподавателей средней  и высшей школы системы духовно-нравственного образования и воспитания, опирающейся на святоотеческие методологические основы, представляет собой уникальное явление. Данный опыт обладает высоким конструктивным, инструментальным потенциалом, требует самого широкого распространения и всемерной поддержки на государственном уровне.

Литература

  1. Схиархимадрит Иоанн (Маслов) Лекции по пастырскому богословию. – М.: Самшит-Издат, 2001.

[1] Текст настоящей статьи отражает содержание выступления послушника Новосильского Свято-Духова монастыря на форуме «Глинские чтения», проходившем в стенах Московской Духовной Академии ч 27 по 29 августва 2016 года.

[2] Схиархимадрит Иоанн (Маслов) Лекции по пастырскому богословию. – М., 2001, с.103.

Икона дня


Православный календарь

Сегодня: 26 сентября 2018