Апостол Павел писал коринфянам: «Я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но… как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею» (1 Кор. 3:1-2).

Эти слова могут быть отнесены и к деятельности Московской педагогической академии,  посвященной дидактической адаптации методов и средств, выработанных русской монастырской педагогикой, к условиям и потребностям современной отечественной школы, современного начального, среднего и высшего образования. Очередным шагом на этом пути стала подготовка и издание книги «Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова)», Отец Иоанн в своих трудах отразил подвижнический опыт, накопленный старцами Глинской пустыни, которую преподобный Серафим Саровский называл «великой школой духовной жизни». Ни один из  советов старцев не носит отвлеченного характера. Они опираются на подлинное знание глубин души человеческой.

Изданная книга представляет собой своеобразный путеводитель по трудам схиархимандрита Иоанна Маслова и помогает составить полное и систематическое представление о методах и средствах монастырской педагогики.

Книга построена по типу словаря, что дает возможность читателю по оглавлению найти словарную статью об интересующем его понятии, которое содержится в трудах отца Иоанна. Словарная статья не только дает сущностное определение, но и позволяет увидеть это понятие в широком контексте, проследить его взаимосвязь с другими понятиями духовно-нравственной сферы.

В целом, все собранные в данной книге понятия духовно-нравственной сферы можно разделить на несколько основных блоков:

  • Понятия о Боге («Бог», «свойства Божии», «Христос», «любовь Бога к человеку», «воля Божия» и др.);
  • Понятия о человеке («человек», «самопознание», «нравственность», «духовность», «чувства», «ум», «воля», «счастье», «совесть» и др.);
  • Понятия о вселенной, мироздании и природе («вечность», «вселенная», «природа», «солнце» и др.);
  • Понятия о государстве («Родина», «власть», «начальство», «характер русский» и др.);
  • Понятия об обществе («общество», «труд», «дела», «блага материальные», «одежда», «работа» и др.);
  • Понятия о семье («семья», «брак», «дети», «родители», «благополучие», «женщина», «воспитание», «верность» и др.).

Причем, блок понятий о человеке включает также подробное рассмотрение христианской антропологии (учение о человеке) и учение о спасении (создание человека; грехопадение и его последствия; искупление человеческого рода Сыном Божиим; Церковь как место спасения; личное участие человека в деле спасения; препятствия и средства спасения).

Помимо этого, труды отца Иоанна, систематизированные в данной книге, дают возможность каждому человеку подробно изучить две глобальные сферы, между которыми проходит жизнь человека, и суть которых необходимо знать каждому. Это, с одной стороны, добродетели человека, а с другой ─ его грехи и страсти.

При этом показаны пути и средства преодоления неестественного падшего, греховного состояния души человека и обретения добродетелей – лучших нравственных качеств души человека.

Надо сказать, что одним  из центральных понятий, определяющих систему педагогических идей, представленную в книге «Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова, является понятие благодати. При этом указывается, что человек по своей природе бывает удобопреклонен ко греху; победить же немощь своего естества он может только при помощи благодати Святого Духа. Очень важное значение для привлечения благодати в душу человека имеет  его самопознание, которое именуется началом спасения. Человек не в состоянии себя исправить надлежащим образом, если он не познает кроющегося в сердце зла, своего падшего состояния.. Наилучшим путем к стяжанию благодати служит смирение.  Стремление стать лучше, совершеннее может возникнуть только у того, кто глубоко осознал свою греховность и духовную нищету. Истинное смирение человека есть живое чувство и глубокое сознание того, что он сам по себе ничего не значит и ничего доброго сделать не может, а если и делает что-то доброе, то только с помощью Божией, Его силой и любовью. Смиренный человек считает себя недостойным милости Божией, но достойным всякого наказания. И это является источником терпения.  Самоукорение помогает человеку великодушно, без ропота и терпеливо переносить все жизненные испытания и скорби. Добродетель терпения не ограничивается в своем благотворном влиянии на одного, отдельного человека, но распространяется на семью и общество в целом. Ни один человек не свободен от каких-либо немощей, но более всего эти немощи заметны и сказываются в семейном кругу. Поэтому терпение и снисхождение к немощам друг друга следует прежде всего приобрести супругам. Только в этом случае могут сохраняться в семье мир и согласие. Подобным образом терпение оказывает свое спасительное действие и в обществе. Терпение более сохраняет общество, нежели оружие, и более сохраняет города, нежели стены

Благодать Божия стучится в дверь сердца каждого человека, призывая лежащего во грехах к покаянию. Познав свои немощи, грешник, естественно, придет к самоуничижению перед Богом и людьми, увидит, что и ум его помрачен грехами, и душа осквернена, и тело растленно. Имея в себе такие чувства, грешник начинает понимать, что и на слово обличительное не должно ему никогда гневаться, потому что оно направлено не с целью унизить его человеческое достоинство, но против его греховных привычек. Отсюда покаяние есть полный духовно-нравственный переворот в человеке, кардинальная перемена его внутренних настроений, стремлений и самой жизни. Богоподобные свойства души, освободившиеся от гнета греха, начинают действовать во всей своей силе. Человек становится сострадательным, терпеливым, милостивым. Он никогда не дозволяет себе осуждения согрешающих, но, вспоминая свое окаянство, жалеет и прилежно молится о них Богу. В очищенное от грехов и сокрушенное печалью сердце его приходит Христос со Своим утешением, которое состоит в отпущении грехов, даровании благодати Святого Духа и обетовании вечной жизни.

Схиархимандрит Иоанн Маслов подводит читателя к выводу о том, что духовно-нравственное совершенствование человека возможно только при наличии нераздельного взаимодействия Божественной благодати и человеческих усилий. Благодать, вселившаяся в сердце, обновляет его и, украшая плодами добродетелей, делает храмом Духа Святого Человек с таким обновленным сердцем становится чутким к восприятию слова Божия, призывающего его на всякое доброе дело.  Переоценка прежних духовных ценностей, перенесение центра стремлений, желаний и помышлений с внешних предметов на внутренний мир, освобождение от всего греховного, что отдаляет от Бога, доставляют человеку истинную свободу и очищение сердца, духовную целеустремленность, сосредоточенность, способность ко всякому доброму делу как в Церкви Христовой, так и в обществе.

Всеобщий нравственный закон в книге «Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова творениях отца Иоанна Маслова  представлен не в виде сухого перечня требований, диктаторского кодекса, но в виде живой и одухотворенной целостности, отражающей мировой педагогический идеал совершенства. Что это за идеал? Ясный ответ на этот вопрос дает великий русский педагог К.Д.Ушинский: «Этот идеал надобно внедрять детям с детства, этот идеал – Христос. Каждый христианин рожден для высшего совершенства!»

Единство и целостность  образования сегодня находятся под угрозой из-за утраты цели, одухотворяющего и животворящего идеала. Это ощущают и осознают сегодня многие педагоги, и именно в этом заключается причина широкой востребованности трудов схиархимандрита Иоанна Маслова в современной российской школе и вузе.

В течение ряда лет я использую труд схиархимандрита Иоанна Маслова «Симфония по творениям Тихона Задонского», на занятиях со студентами различных вузов г.Орла. Как показывают занятия, христианский идеал соответствует насущной духовной потребности студентов, их поискам смысла жизни, нравственных ориентиров в окружающем мире. Об этом также свидетельствуют их сочинения, Знакомство с значительно расширяет духовный и культурно-исторический кругозор студентов, побуждая их задумываться о подлинных ценностях и цели жизни человека и человечества.

Так, студентка экономического факультета нашего университета Кира Кузьменко пишет: «Упрощение всех сложностей бытия до «мыльной оперы», до примитивно «интересного» – это всемирного масштаба болезнь человеческого духа. Таким образом, язык современной рекламы внушает нам, что красота, сила, богатство, здоровье, молодость, успех являются основными ценностями, которым следует стремиться. А истинные ценности – такие, как добро, честь, достоинство, справедливость остаются в тени…И если бы человек в такой пестрой среде культурного воздействия подчинился бы всем призывам и любому нажиму, то он был бы вовлечен в вихрь хаоса, беспорядка и распада. Сохранить свою неповторимость, остаться самим собой помогает нам духовное наследие, Великое слово Библии».

Главным в христианстве является осознание ответственности за спасение собственной души, порождающей повышенную ответственность за свои слова и дела. «Необходимо оценить, во благо ли себе и другим будет то слово, которое ты рождаешь в мир»,- пишет Екатерина Котенева. «Человек с правильной и чистой речью несет в себе послание Божие. Сохраняя вечное и святое, мы спасаем свое духовное естество, сохраняем самих себя»,- перекликается с ней Дарья Шутанова.

Евгения Кудрявцева, студентка строительного факультета, замечает: Если у человека есть совесть, значит у него есть и душа, и, следовательно, он бессмертен. Об этом же пишет студентка Дарья Филимонова: Слово – наш духовный портрет, а значит и наша совесть. Ведь словом можно убить, оскорбить и унизить, но можно воскресить, вселить надежду, поддержать в трудную минуту жизни… Уверена, что каждое наше доброе слово служит вечности и нашему спасению, а за каждое праздное или злое слово или дело мы дадим ответ на суде Божием.

Необходимо сказать, что значение трудов схиархимандрита Иоанна Маслова далеко выходит за рамки одной национальной системы образования. По сути дела книга «Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова)» представляет собой энциклопедию духовно-нравственной жизни, в целостном и ясном представлении о которой так сегодня  нуждается человечество. Вкушая плоды материального благополучия, мир вместе с тем тоскует и страдает. В своем стремлении к свободе от религии, от ее строгих нравственных требований человек оказывается беззащитным против бездны, таящейся в его сердце, против рабства греха. «Поклонение золотому тельцу, собственной персоне – какое это беспросветное страдание»,- писала преподобномученица Великая княгиня Елизавета Федоровна в письме к своим светским знакомым. Люди сегодня страдают от духовной беспросветности, от духовного голода, но не понимают, подобно бессловесным созданиям, источника своих страданий. Этот источник находится не вовне, но внутри самого человека, в его душе, пораженной и расщепленной грехом.

Сливенский митрополит Иоаникий, духовный сын схиархимандрита Иоанна Маслова, в своем  выступлении на Софийских Глинских чтениях в июне 2005 года, в частности, сказал:

«Наша цель – симфония церкви и государства. Залогом истинности просвещения является обращение к святоотеческой духовной традиции, воплощающей в себе суть учения и педагогики Иисуса Христа.

Не надо думать, что мы великие. Там, где увеличивается беззаконие, изобилует благодать. Божья благодать над нами есть, но человеческой доброй воли  еще недостаточно. Мы друзья и братья с русскими. Мы с ними одна Церковь. Идет духовная брань. Мы ведем сопротивление не плоти и крови».

Духовная брань должна вестись духовным оружием. Книга «Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова)» дает в руки педагогов такое оружие. Сим победиши!

 

Икона дня


Православный календарь

Сегодня: 15 ноября 2018