О, КАКОЕ ЖЕ СЧАСТЬЕ, НИ С ЧЕМ НЕ СРАВНИМОЕ,

— ВЕРОВАТЬ В БОГА…

(деяния и поучения новопрославленных глинские старцев)

21 августа, в Глинской пустыни  состоялся чин прославления трех угодников Божьих, которые несли монашеское послушание в этой обители: схимитрополита Серафима (Мажуги), схиархимандрита Андроника (Лукаша), схиархимандрита Серафима (Романцова).

Жития этих великих старцев являют собой  пример осуществления великого христианского идеала. Этот идеал заключается в преодолении неестественного для человека дисгармоничного падшего греховного состояния, в победе над страстями, в восстановлении тех нитей, которые соединяют человека с Богом, с добром. Пример глинских старцев имеет неоценимое значение для православной педагогики, главной задачей которой,  является научить человека так «проводить земную жизнь, чтобы ему стала доступна жизнь вечная» (Н.В.Маслов).

Духовный облик новопрославленных святых сформировался под воздействием благодатной атмосферы Глинской пустыни, в стенах которой прошли годы молодости всех трех подвижников: Так, схимитрополит Серафим (Мажуга) подвизался в ней 8 лет с 1914 по 1922 год, когда монастырь был закрыт в первый раз. В дальнейшем его жизненный путь, в основном,  был связан с Грузинской православной церковью. Этот подвижник духа пользовался таким уважением грузинских иерархов, что в 1956 г. он, русский, был рукоположен во епископа, а в 1972 г. возведен в сан митрополита Грузинской Православной Церкви. Схиархимандрит Андроник (Лукаш) поступает в Глинскую пустынь в 1905 году, в шестнадцатилетнем возрасте и подвизается в ней сначала 17 лет до первого закрытия ее в 1922 году, а затем 13 лет  с 1948 по 1961 год, когда монастырь был закрыт во второй раз. Схиархимандрит Серафим (Романцов) подвизается в Глинской пустыни с 1910 по 1922 год и с 1947 по 1961 год – всего, в общей сложности, 26 лет. Основная часть жизненного пути старцев приходится на годы, когда Православная Церковь подвергается жестоким истребительным гонениям, и каждый из них совершает подвиг исповедничества, они подвергаются арестам и ссылкам, заключению в тюрьмах и лагерях, пыткам, издевательствам со стороны представителей богоборческой власти. Но даже в этих нечеловеческих условиях  сердце подвижников не было подвержено злобе и ожесточению, каждое слово и действие их было направлено на исповедание христианской веры, на воспитание гонителей. Так, в житии старца Андроника читаем:

«Следователь кричал на отцаАндроника: «Я тебя убью», а однажды сорвал со старца крест и бросил в печь. Отец Андроник сказал: что ты делаешь? Меня крестили, мне дала мать крестик, а ты срываешь». Сколько же кротости в этом увещевании старца, которое обращено к казалось бы совсем погибшему, озверевшему человеку: напоминание о матери не может не тронуть сердце самого закоренелого преступника.        И еще один эпизод из этого жития: «Как-то привели старца в большую комнату, в которой была раскаленная печь и сказали: «Ну, Лукаш, садись на печку». Отец Андроник спросил: «Как, разуваться? Босым лезть?» Тогда его удержали: «Пока подожди»… Трудолюбие, послушание и внутреннее благородство старца вызывали уважение не только у осужденных, но и у охранников.»

«И свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Эти слова в полное мере могут быть отнесены к новопрославленным подвижникам. Именно благодаря их подвигу, а также подвигу бесчисленных мучеников и исповедников российских православная вера сохранилась на нашей земле, сохранилась благодатная преемственность тысячелетнего духовного опыта, накопленного русскими монастырями.

Схиархимандрит Иоанн Маслов в книге «Глинская пустынь» приоткрывает сокровенную суть духовной жизни монахов Глинской пустыни, давая возможность в какой-то мере осознать, понять истоки той светоносной силы, которую являют перед нами творения,  насельников достославной обители. Так, он обращает наше внимание на смысл некоторых обрядов, отличающих богослужение в Глинской Пустыни. Один из них – ношение диаконами по церкви гробниц (дарохранительниц). Объясняя сущность этого обряда, схиархимандрит Иоанн приводит слова автора «Исторического описания Глинской Богородицкой пустыни»: «… гробницы , в которых Божественные Тайны на Святом престоле хранятся, изображают гроб Спасителя… когда диаконы выходят из алтаря и являются с гробницами на плечах и с кадильницами в руках, тогда умы верующих обращаются к воспоминанию радостного о Христовом Воскрешении благовестия, которое мироносицы приняли от ангелов, явившихся в ризах блистающих и глаголавших им: «Иисуса Распятого ищете? Несть зде, но воста, придите, видите место, идеже лежа Господь».

Пасхальная радость, реально переживаемая монахами во время  каждого богослужения в течение всего года, отражается во всех  проявлениях жизни обители. Этой светозарная радость присутствует  в житии и учении, словах и делах новопрославленных глинских старцев.

Так в «Глинском патерике» читаем о схимитрополите Серафиме (Мажуге): «Это был старец высокой духовности, его душа была озарена божественной благодатью, обильно изливающейся на всех, притекающих к его духовному окормлению…Богослужения он совершал с таким благоговением, что схиархимандрит Андроник (Лукаш) писал: «Сколько мне радости, что Господь сподобляет меня помолиться в церкви со святителем нашим»

Сам схиархимандрит Андроник обращается к своим духовным чадам с такими словами: «Дай Господь, чтобы в сердцах ваших сегда была Пасха, чтобы небо было открытым для вас, чада мои, чтобы вы истинно были сынами Неба» «Дай, Господи, нам встретить и провести сии святые дни в Божественной радости и в духовном настроении и, воспеть со Ангелом: Христос Воскресе, Христос Воскресе, Христос Воскресе».

В одном из писем схиархимандрита Романцова читаем: «В сей торжественный праздник сердце трепещет чувством какой-то особенной неизъяснимой Божественной радости. Не есть ли это предвкушение тех вечных радостей, которые уготовал Господь любящим его?… Воскресение Твое Христе Спасе, Ангели поют на небесех и нас на земли сподоби чистым сердцем тебе славити» Итак, да будет с нами Воскресший Господь наш Иисус Христос утешением и радостью во все дниживота вашего»

Наставления старцев, обращенные к их духовным чадам, исполнены света и любви.

«Боголюбивые и дорогие мои», «родные», «чада мои возлюбленные», «незабвенные мои сыночки»  так обращается в письмах схиархимандрит Андроник к своим ученикам, всегда находя слова любви и утешения: «Крепись, родной мой сыночек. Имена Ваши всегда записаны в сердце моем и пред лицом Бога всегда молюся о вас»  Все поучения и духовные советы его проникнуты лаской и заботой и при этом отличаются исключительной глубиной и зоркостью, опытным знанием, открывающим глубины души человека: «Да поможет вам Щедродавец Господь и Сама Царица Небесная преуспевать в премудрости Божией и науке познания самого себя, ибо это есть наука из наук и академия из академий. За многим не гонитесь, чтобы не возгордиться, а малого не опуская, да четочку всегда читайте.»; «Ты пишешь, что у тебя сложилось такое состояние духа, что уже не стал надеяться и на свои силы. Это полезно, … только не отчаиваться. Сегодня память свят. Григория Богослова. Он сказал: «Самая лучшая польза для человека — умирать ежедневно». Нам верующим людям есть на что уповать. Бог есть Любовь! Он и отзывает Своих в страну правды, мира и любви, вечности. Всеблагий и Премудрый Творец там лучше нас знает, что и для чего Он делает. Он все делает во время с доброй целью»; «Мужайтесь и да крепится сердце ваше среди докучливых и иногда устрашающих искушений. Добро всегда иметь Господа перед собою и в Его присутствии находиться в постоянной молитве… Господи, посылаешь мне скорби, пошли и терпение. Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, прости, помоги мне, Господи, крест Твой понести.»

Сочетание строгости и любви отличает также наставления схиарахимандрита Романцова. Особенно показательно в этом отношении одно из его посланий к матушкам и сестрам окормляемой им святой обители: «… я открываю Вам любовь, которую имею к Вам, ибо хотя я грешный и отчаянный по причине множества грехов моих, несмотря на это, оставив собственную беду и немощь, всячески и во всем забочусь о Вас, боюсь, трепещу и пекусь о всех Вас.».. Слог схиархимандрита возвышен, но, вместе с тем эта возвышенность ничего общего не имеет с отвлеченной пышной светской риторикой, за высокими словами подвижника стоит опытное знание небесной реальности,, путь к которой открывается через горячую молитву, послушание, мужественное преодоление искушений: «Посему востаните со мною, чада и сестры, сподвижницы и сопутешественники на пути, ведущем нас на небо. И прежде всего держитесь духовных подвигов с усердием и мужеством, распаляйтесь подобно огню, ходя на ночные песнопения и на дневные послушания и потом будьте тщательны и во внешних делах, которые вам поручаются.». Схиархимандрит выделяет послушание как высшую добродетель, доступную человеку, он пишет: «…когда пришел на землю Господь наш Иисус Христос разделитель бесчисленных благ, то избрал не пустынное или столпническое житие, но образ и правило послушания». И затем письмо переходит в настоящий гимн жизни, основанной на послушании: «Итак вот чада мои и сестры и матери, как видите, Господь избрал предпочтительно Ваше житие, житие в повиновении, а не иное какое из всех прочих. Как же Вам не радоваться, как не веселиться. Как не преисполняться радости и веселия, что и Вы жительствуете по подобию Господа нашего Иисуса Христа. Есть ли для Вас что-либо блаженнее сего».

Обращаясь к своим чадам с поучениями и наставлениями, святой подвижник при этом проявляет глубокое смирение и просит молиться о его спасении: «Итак будет между Вами, по святой молитве отцов наших, милость, мир, любовь, независтливость, неревнование, нестяжательность, послушание, благое слово, согласие, сострадание друг ко другу, смиренномудрие, так пребывайте, так жительствуйте, молясь по моем смирении, чтобы не быть мне вверженным в неугасимый огнь.»

Отец Иоанн Маслов пишет о схиархимандрите Серафиме Романцове: «Сознание необходимости помощи свыше, того, что он только исполнитель воли Божей, проводник благодати – это сознание все в его душе покорило глубочайшему смирению и наполнило ее христианским спокойствием. Старец иногда посещал келлияии своих учеников и приходил всегда благовременно, имея цель духовную: ободрить и вразумить инока». «По уходе его, — пишет отец Иоанн, и сама келлия наполнялась благоуханием смирения, запечатленного на всех делах и словах этого поистине дивного старца. Но смирение сочеталось в нем с ревностью о спасении душ пасомых. Поэтому на исповеди он мог быть и строгим, когда требовалось, обличал прямо и смело, так что духовные дети подчас трепетали от одного вида батюшки Серафима, сознавая свою греховность.

Жития и письма новопрославленных глинских старцев содержат россыпи благодатных изречений, молитв, кратких врезающихся в память наставлений. Приведем некоторые из них.

Слова отца Андроника:  «Радуйся во искушениях, которые будут допущены тебе, при посредстве их приобретается духовный плод». «Молися почаще и говори: «Не яко аз хощу, а яко Ты, Отче». «Матерь Божию надо просить. Она никогда не оставит Своею великою милотию». «Господи, посылаешь мне скорби, прошу пошли мне и терпение». «Писано есть: послушание – рай, а ослушание – ад». Сказано: не все в монастыре спасутся и не все в миру погибнут, но получит каждый по делам его. Очень часто старец Андроник повторял: «У человека невозможно, у Бога все возможно…», — «Нужно думать и помнить каждую минуту о смерти. Как ложишься спать думай: «Легли многие и не встали; заснул – и на вечность».

Слова старца Серафима (Романцова): «По мирскому жить, как по течению воды плыть, но духовно жить – нужно противиться миру».. «Похвала людская, как моль или ржа, все изъедает». «Человек должен непременно  испытать горечь греха и сладость благодати». «Во всех трудностях жизни говорите: «Все для меня Господь, а я сама не могу ничего сделать, ничего стерпеть, превозмочь, победить. Он – сила моя!» «Оскорбит ли кто – уступи ему, и наступит мирная тишина, избавляющая душу от смущения», «Не надо извинять себя в грехах, а прямо и смиренно сознавать, что виноват не человек, не бес, а только я один». «Никогда не ищи правды у людей, то есть не требуй ее от них, но найди правду в самой себе и покажи ее на  деле»..«Непрестанно памятуйте  совет Писания: Да не зайдет солнце во гневе вашем» «Духом не падайте, не унывайте, но в волю Божию себя предавайте»

Язык глинских старцев являет собой все неисчерпаемое богатство, красоту и величие русского языка, которыми мы, к сожалению, сегодня, в силу оземленения наших помыслов, порабощенности их злобой дня, пренебрегаем, обращаясь к бытовому просторечию и общему жаргону, получившему повсеместное распространение. Вот еще один пример подлинной поэмы в прозе, который мы находим в письмах схиархимандрита Серафима Романцова:

«Весна – царица времён всё оживляет, является новая жизнь в природе после холодной зимней спячки. Все начинает зеленеть, украшаться цветами, и мёртвое зерно прозябает плод свой. Так бывает и с душами человеческими. Холод неверия, мрак греховности сковывает душу, и она как мертвенная, бесчувственная, чужда бывает всякой радости духовной. Чем разбудить её от этой страшной спячки? Молитвой, памятью о Боге, страхом будущих мук и желанием вечного блаженства…». О, какое же счастье, ни с чем не сравнимое, – веровать в Бога, любить Его, страдать за Него!»

«Прославление глинских старцев далеко выходит за узкие местные и временные рамки. «Так, всякое дерево доброе приносит и плоды добрые» (Мф., 7,17), — говорит Христос. Плоды добрые, принесенные и приносимые глинскими старцами, очевидны сегодня для всех. Одним из этих плодов является создание Московской педагогической академии, в стенах которой проходит наше сегодняшнее заседание. Вся деятельность МПА направлена на освоение идеала монастырской православной педагогики, на разработку форм и методов осуществления его в  системе  современного отечественного образования. Качественное отличие этого идеала от рационалистических тенденций, преобладающих сегодня в педагогике заключается в том, что он представляет собой не просто совокупность отвлеченных положений и идей, но явленную реальность духа. «Я есмь путь и истина и жизнь» . – говорит Христос. То есть истина не что, а Кто.  Эта истина составляет суть православного педагогического идеала, предполагающего восстановление целостности человека, утраченной в результате грехопадения.. «Православная педагогика -это прежде всего работа над сердцем и умом ученика, к которой всегда призывали великие русские святые – просветители», — пишет Николай Васильевич Маслов. К этим веким русским святым просветителям относятся и новопрославленые глинский старцы преподобные Серафим (Мажуга), Андроник (Лукаш), Серафима (Романцов).

В своем слове, произнесенном во время совершения чина прославления глинских старцев, представитель Грузинского Патриархата митрополит Самтависский и Горийский Андрей сказал следующее:  «Эти святые являются основой, которая объединяет Православие, которая объединяет всех людей. Они являются духовными отцами украинцев, россиян, грузинов, греков, армян, которые к ним приходили. И сегодня их покров стал еще шире и благодатней, они покрывают и молятся за всех нас.»

Обратимся же и мы вслед за участниками чина прославления к нашим великим заступникам и молитвенникам:

«Преподобные старцы глинские, молите Бога о нас!»

 

Икона дня


Православный календарь

Сегодня: 26 мая 2018