Эпопея С.Т. Аксакова в свете православного учения о семье и браке

 В предисловии к своей эпопее «Семейная хроника, Детские годы Багрова-внука» С. Т. Аксаков писал: «Я желаю написать такую книгу для детей, какой не бывало в литературе. Такая книга надолго сохранила бы память обо мне во всей грамотной России…Тайна в том, что книга должна быть написана, подделываясь к детскому возрасту, а как будто для взрослых, и чтобы не только не было нравоучения (всего этого дети не любят), но даже намека на нравственное впечатление, и чтоб исполнено было художественно в высшей степени»[4, 2]..

По сведениям, приводимым уфимскими исследователями Э.Ш.Файзуллиной и Е.С.Мироновой, книга С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» в 80-е годы XX века лидировала в Англии в списке бестселлеров, составленном по результатам опроса общественного мнения [9, 69].

Истоки долголетия книг Сергея Тимофеевича Аксакова, их  актуальности не только для современной русской, но и мировой педагогики заключаются в глубоком христианском понимании сущности природы семьи, проявляющемся в самом образном  строе авторского повествования, в одухотворенном освещении событий жизни трех поколений одного дворянского рода.

В книге Аксакова мы находим множество выразительных примеров, которые могут служить иллюстрацией к православному учению о семье и браке.

«Закон брака»- пишет святитель Филарет Московский заключается в следующих словах: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2: 24). На сей самый закон, как на коренное учрежде­ние брака, указует Сам Спаситель (Мф. 19: 5) [5, 3].

Согласно святителю Тихону Задонским, таинство Брака представляет собой благословение Божие вступающим на путь семейной жизни [8, 366]. Это таинственный союз мужа и жены во образ союза Христа с Церковью. Цель брака как Таинства — закрепить союз любви супругов, сделать его духовным, свя­щенным. В нем подается брачующимся благодать Святого Духа, освящающая и помогающая им в деле рождения и воспитания детей. Брак, правильно совершенный, остается в силе до конца жизни супругов.

Сергей Тимофеевич Аксаков посвящает много проникновенных страниц истории сватовства и брака своих родителей. Главное место в этом повествовании занимает рассказ о получении благословения ими от родителей. Ни жених, ни невеста не допускают даже малейшего сомнения в необходимости этого благословения, хотя получение его и было связано с немалыми трудностями. Согласно «Семейной хронике», жених и невеста, очень разные по уровню образованности и воспитанию, сначала преодолевают осложнения с многочисленной родней, а ставши мужем и женой, «прилаживаются» друг к другу, чтобы сохранить взаимопонимание, любовь и единомыслие на всю оставшуюся жизнь.

«Как тело никогда не мо­жет быть в несогласии само с собою, ровно и душа сама с собою, так и мужу с женою должно не разногласить, но жить в единении, — указывает святитель Иоанн Златоуст. — Отсюда может произойти для супругов бесчисленное множество благ. Все блага стекаются там, где такое единодушие, — там мир, там любовь, там душевное веселие; нет там ни ссоры, ни брани, ни вражды, ни сварливости; все это исчезает, потому что корень всех благ, то есть единомыслие, уничтожает все это»[5, 13].

Об этом же пишет и святитель Григорий Богослов:

«Общие заботы супругов облегчают для них скорби; и общие радости для обоих восхитительнее. Для единодушных су­пругов и богатство делается приятнее; а в скудости самое единоду­шие приятнее богатства. Для них супружеские узы служат ключом целомудрия и пожеланий, печатью необходимой привязанности. Составляя одну плоть, они имеют и одну душу и взаимной любовью одинаково возбуждают друг в друге усердие к благо­честию»[5, 17].

В «Семейной хронике» Аксаков опирается на рассказы отца, матери, родных, которых «много наслышался»… И здесь видимая простота оборачивается особой сложностью, глубиной, для современного читателя не всегда легко постижимою. По словам литературоведа В.А.Кошелева, «Аксаков как бы приоткрывает перед нами, теперешними, тот мир человеческих взаимоотношений, который для нас, кажется, утрачен. Будут ли нынешние отец и мать пересказывать сыну историю своей, в общем-то обыкновенной, женитьбы? Кого из нынешних детей заинтересует дедовский нрав из давно прошедших времен, — так заинтересует, чтобы пронести его через всю жизнь? Дабы на склоне лет поведать об этом дедовском нраве всем, найти в обыкновенной истории своих предков значительное, общеинтересное содержание и решиться сделать эту историю, как она есть, без прикрас и выдумок, достоянием литературы. Для этого надобен не просто особенный художественный дар, но и великие нравственные качества»[6, 34].

Эти «великие нравственные качества», о которых пишет современный исследователь, зиждутся на православных устоях и, в первую очередь, на великой заповеди о любви детей к родителям. Святитель Феофан Затворник пишет: «Так много приемлют дети от родителей! От них временная жизнь; от них же основание, начало, способы и жизни вечной. Отсюда и дети не естественно только, но и совестно должны быть обращены к ро­дителям с особенными чувствами и расположе­ниями, сознавать себя к ним обязанными и возгревать их в себе. Глав­ное чувство, которо­му большей частью не учатся, есть любовь с почтением и покорностию. Должно только делать эти чувства раз­умными и вместе проч­ными до того, чтобы не испарились в целую жизнь. Воля родите­лей, что воля Божья, лицо их — лицо Божие».

Благочестивая жизнь родителей Аксакова, их следование уставам Православной Церкви с годовым кругом богослужений и праздников, молитвенный пример матери становятся фундаментом семейного нравственного воспитания маленького Сережи.  «Постоянное присутствие матери сливается с каждым моим воспоминанием образ неразрывно соединяется с моим существованием», – читаем у Аксакова..

Андрей Платонов в своей рецензии о книге С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука» пишет: «Отношение Аксакова к природе и русскому народу является лишь продолжением, развитием, распространением тех чувств, которые зародились в нем, когда он в младенчестве прильнул к своей матери, и тех представлении, когда отец впервые взял с собой своего сына на рыбную ловлю и на ружейную охоту и показал ему большой, светлый мир, где ему придется затем долго существовать. И ребенок принимает этот мир с доверием и нежностью, потому что он введен в него рукой отца»[7, 44].

О важности примера родителей для воспитания детей  пишет Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) в книге «Сила Моя в немощи совершается»

«Примером вашим воспитывайте детей. Об этом прекрасно сказал славный проповедник русский, архиепископ Харьков­ский Амвросий: «Когда ни один член семейства не может остать­ся без вечерней и утренней молитвы, — когда отец не выходит из дома на свое дело, не помолившись перед иконами, а мать ниче­го не начинает без крестного знамения, когда и малому дитяти не позволяют дотронуться до пищи, пока не перекрестится,- не приучаются ли этим дети просить во всем помощи Божией, и призывать на все благословение Божие, и веровать, что без по­мощи Бога нет безопасности в жизни, а без Его благословения нет успеха в делах человеческих? Не может остаться бесплод­ною для детей вера родителей, когда они, при нужде и бедности, со слезами на глазах говорят: «Что делать? Буди воля Божия». При опасности: «Бог милостив». При трудных обстоятельствах : «Бог поможет». При успехе и радости : «»Слава Богу, Бог по­слал». Здесь всегда и во всем исповедуется Божия благость, Божие промышление, Божие правосудие. Мать, предмет всей люб­ви и нежности для дитяти, стоит с благоговейным выражением лица и молится перед иконою Спасителя. Дитя смотрит то на нее, то на образ, — и не нуждается в длинных объяснениях того, что это значит. Вот первый и безмолвный урок богопознания». Вот первый и самый важный урок благочестия.и правила жизни, обязательные для христианина»[5, 88-89].

Мать Сережи Багрова внимательно следит за кругом его чтения. Центральное место в этом круге занимает русская литература, которая давала ему, мальчику-провинциалу  первые знания о своей стране, ее прошлом, традициях, людях. В числе любимых книг Сережи — «Древняя Вивлиофика», «Россиада» Хераскова,  полное собрание в двенадцати томах сочинений Сумарокова, «Детская библиотека» Александра Семеновича Шишкова. Этот пример имеет особое значение для нас, сегодняшних учителей, сталкивающихся ежедневно с отсутствием исторического сознания у современных школьников, отсутствием интереса к прошлому своей Родины.

Повествуя о своем детстве, о родительском доме, глава аксаковской семьи постоянно совмещал два временных плана. Собственную семью он строил с учетом родительского опыта, он буквально воссоздает в своей семье то особое отношение к первому ребенку, которое питала Мария Николаевна (в книге «Детские годы Багрова-внука – Софья Николаевна) к Сереже. Впоследствии подобные отношения сложатся между отцом и сыном. Буквально вынянчив своего болезненного первенца Константина, Сергей Тимофеевич Аксаков предопределит их кровно-духовную нераздельность на протяжении всей жизни.

В семье  Сергея Тимофеевича Аксакова было 6 сыновей и 8 дочерей. Дом Аксаковых, семейное их гнездо становится сердцем, средоточием духовного общения лучших умов России на протяжении нескольких десятилетий У Аксаковых бывали М.П.Погодин, известный историк, издатель журнала «Московский вестник», С.П.Шевырев, профессор русской словесности, писатель М.С.Загоскин, драматург А.А.Шаховской, собиратель народных песен П.В.Киреевский, здесь можно было встретить Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, Ф.И.Тютчева, А.К. Толстого, Н.М.Языкова, А.С.Хомякова, актера М.С.Щепкина, композитора А.Н.Верстовского и многих других.

 Сыновья Сергея Тимофеевича Константин и Иван, а также дочь Вера стоят у истоков могучего движения русской мысли – славянофильства. И в центре их внимания постоянно оставались вопросы связи русской семьи и Церкви, русской народности и православия.

В статье «Богатыри времен великого князя Владимира по русским песням» Константин Сергеевич Аксаков пишет: «Таким образом, первое и главное, что выдается из этого мира Владимировых песен, — это христианская вера; она постоянно и повсюду основа жизни… Все богатыри – православные, и постоянно повторяется богатырское приветствие, когда приезжает православный витязь к неправославному государю:

Нету у тя Спасова образа,

Некому у тя помолитися, —

А не за что тебе поклонитися.

Вместе и согласно с началом христианской веры выдается начало семейное, основа всего доброго на земле. Богатыри почтительны к отцу и матери… Итак, сила богатырская является у нас, осененная чувством православия и чувством семьи: без чего не может быть истинной силы»[3, 237-238].

Иван Сергеевич Аксаков в  статье «Об отношении православия к русской народности и западных исповеданий к православию» замечает: «русская народность немыслима вне православия; что православие есть тот духовный исторический элемент, под воздействием которого сложилась и образовалась русская народность, что тщетны все попытки выделить из идеи русской народности идею православия, выкачать, так сказать, из нее разными насосами самый воздух и создать из этого обездушенного материала какую-то новую политическую русскую народность…» И далее: «православная вера есть общественное и бытовое начало русского народа и проникает собою его историческое бытие; …ясное разумение России и ее, по-видимому, чисто внешних, даже политических обстоятельств невозможно без разумения ее духовно-исторического элемента»[1, 50].

А вот слова Веры Сергеевны Аксаковой из ее дневника за 1854 год, где она раскрывает духовный смысл событий Крымской войны : «Значение и будущность всего человечества и каждого племени в особенности зависели, кажется, от ее окончания, и венцом всего должно было быть торжество веры Христовой, и именно Православия»[2]

Примечательна эта перекличка высказываний Аксаковых, деятельность которых на поприще русской мысли и словесности сама по себе является убедительным и наглядным свидетельством духовной силы и живоносности семейных православных традиций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аксаков, И.С. Сочинения. В 7 т. Т. IV. М.,1886.
  2. Аксакова В.С. Дневник: 1854 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dugward.ru/library/aksakovy/vaksakova_1854.html
  3. Аксаков К.С. Эстетика и литературная критика. – М., 1995.
  4. Аксаков С. Детские годы Багрова-внука. – М., 2009.
  5. Выдающиеся просветители о семье и воспитании детей.
  6. Кошелев В.А. Время Аксаковых //Литература в школе. — 1993. — №4.
  7. Платонов А. Размышления читателя – Мюнхен, 2005/
  8. Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. Т.3 – М.,1889/
  9. Файзуллина Э.Ш., Миронова Е.С. Духовно-нравственные основы семьи в культурно-педагогическом наследии С.Т. Аксакова и К.Д. Ушинского // Аксаковский сборник.- Уфа,2005.- Вып.4..

 

Икона дня


Православный календарь

Сегодня: 17 июля 2018