Об искоренении гордости у детей[1]

В очередной раз мы собрались для того, чтобы обобщить сделанное за год на ниве педагогики, духовно-нравственного воспитания и образования детей и юношества.  Каждый год мы являемся свидетелями возрастания от силы в силу педагогического движения, у истоков которого стоит глинский старец схиархимандрит Иоанн Маслов и его духовные чада, являющие нам сегодня  образцы плодотворного и самоотверженного служения людям.  Это служение выражается прежде всего в развитии святоотеческого учительного наследия, разработке целой системы методов и подходов, заключающих в себе возможность качественного преображения современной отечественной педагогики.

Очередным важным шагом в указанном направлении является  книга «Духовно-нравственные основы образования и воспитания»[2]. Особенностью этой книги является стремление воздействовать на сложившуюся педагогическую ситуацию в нашем обществе не силой абстрактных теорий и схем, но внутренней силой живой традиции великих отечественных просветителей. Ни один из советов святых отцов не носит отвлеченного характера, все они проистекают из реального знания человеческой души. На своем опыте они выработали своеобразную диагностику страстей и недугов, скрывающихся в людском сердце, определили методы борьбы с ними, восстановления внутренней целостности, гармонии, творческих сил человека.

Анализ трудов великих просветителей, последовательная систематизация их наблюдений и советов помогает авторам книги «Духовно-нравственные основы образования и воспитания»  определить мотивы поведения детей, закономерности развития добрых сторон их характера и преодоления дурных наклонностей. На этой основе выстраивается методика работы по воспитанию положительных качеств и борьбы с пороками детей. Один из центральных разделов книги  посвящен искоренению такой страсти, как гордость. Надо сказать, что в современном употреблении  слово «гордость» в значительной степени утратило тот негативный оценочный ореол, который был присущ ему в прошлом. В Малом толковом словаре русского языка издания 1993 года находим такое определение: «Гордость – 1.Чувство собственного достоинства, самоуважения. Приводятся примеры: «Профессиональная гордость», «Просить не позволяет гордость»2. Чувство удовлетворения от чего-нибудь: «Гордость за своих детей» 3. О том, кем, чем гордятся: «Он – гордость нашей школы». Для сравнения приведу отрывки из статьи о гордости в словаре Владимира Даля: «Гордость, гордыня, горделивость – качество свойство гордого, надменность, высокомерие. При этом гордый определяется также как «кичливый, надутый, спесивый спесивый, зазнающийся, кто ставит себя самого выше прочих». Приводятся примеры речений, бытовавших в русском народе: «Гордым быть, глупым слыть. Во всякой гордости черту много радости. Сатана гордился и с неба свалился.»

Как видим, наши предки относились к гордости резко отрицательно. За этим отношением стояли века христианского воспитания народа. Русские люди чувствовали и понимали смертельную опасность порока гордости, видели его внечеловеческие истоки. В книге «Духовно-нравственные основы образования и воспитания» дается развернутая характеристика данных истоков[3].  Согласно христианскому учению, гордость ведет свое начало от падения ангелов. По свидетельству Священного Писания, первый ангел – Денница, которому были дарованы Богом силы и возможности для восхождения по лествице духовного совершенства, не пожелал повиноваться своему Творцу, но превознесся умом и впал в самообольщение, возмечтав быть равным Богу и восходить к духовному совершенству без помощи Всевышнего (Ис. 14, 12–15). За это десница Божия, державшая его на высоте, была отнята от него, и он, увлекая с собой множество других ангелов, пал в безысходную бездну мрака и отчаяния. Гордость уничтожила в падших ангелах все доброе и святое; поэтому они нравственно омрачились, утратили истинное познание о Боге, забыли свой долг любви к Творцу и тем самым расторгли с Ним вечный и благодатный союз. Таким образом, гордость родилась не на земле, а на небе… Вот почему она… является родоначальницей всех зол… Человек, пребывающий в гордости, забывает свое ничтожество пред Богом, без помощи Которого не смог бы просуществовать и одного дня. Ложно переоценивая свои силы и достоинства, он втайне обоготворяет себя самого…

Это самобоготорение, возвеличивание, превозношение себя не только перед людьми, но и перед Богом неизбежно приводит к наказанию человека.

«Погибели предшествует гордость и падению – надменность» — гласят притчи Соломона (Притч. 16: 18). В другой библейской книге говорится о неизбежном посрамлении гордых людей, низложении высокомерных властителей, наказании забывающих Бога народов: За гордость Господь посылает страшные наказания и в конец низлагает гордого. Господь низвергает престолы властителей и посаждает кротких на место их. Господь вырывает с корнем народы и насаждает вместо них смиренных. Гордость не сотворена для людей» (Сир. 10, 16–21).

За гордость может быть наказано и все человечество. Об этом гласит сказание о Вавилонской башне.

У сыновей Ноя было много детей, и от них опять произошло много людей на земле. Но вскоре обнаружилось, что люди после потопа были не лучше, чем до потопа. Тогда на всей земле был один язык и одно наречие. Однажды люди собрались вместе и сказали друг другу: «Построим себе город и башню. высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли». Возгордившись и желая прославить себя, люди ревностно занялись постройкой. Но Господу не угодно было это. Он посмотрел на город и башню, которые они строили и сказал: «Вот, один народ и один у всех язык… и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого». (Помните, Бог также некогда сказал во множественном числе: «Сотворим человека…») Господь смешал язык людей, так что они не понимали друг друга и не могли продолжать строительства башни. Поэтому то место стало называться «Вавилон», то есть «смешение». Затем Бог рассеял людей оттуда по всей земле. (Быт. 11:19).

Строительство Вавилонской башни, дерзкое соревнование с Богом продолжается и в дальнейшей истории человечества, принимая различные формы – в государственной и социальной жизни, искусстве, науке и технике.

Для борьбы с гордостью необходимо хорошо знать признаки этого порока. В книге «Духовно-нравственные основы образования и воспитания» дается развернутое описание данных признаков. В частности, указывается, что находясь в плену гордости, человек свои мнения и рассуждения, хотя они часто являются ложными, всегда считает верными и неоспоримыми. На критику, замечания гордец отвечает враждой и ненавистью. Он не ценит достоинства других людей; все, что делает, делает напоказ всем, ради похвалы и славы человеческой. Горделивый человек спорит, ссорится и гневается, стремится угнетать других.

Все это в разных формах проявляется в детях, начиная с младенческого возраста. Они с трудом переносят порицания и даже самые легкие наказания. Начинают грозить кулачком: «Ты плохой, я с тобой не играю». Очень ревнивы к похвалам других детей, считая только себя достойными добрых слов и поощрения. Часто можно слышать от них: «Я лучше других, я не такой плохой как другие». С возрастом ростки гордости укрепляются, становятся трудноискоренимыми. И первую очередь данное обстоятельство таит в себе угрозу для самого гордеца. Человек, одержимый страстью гордости, не видит себя самого, не может принимать правильных решений, все оценивает неверно. Это становится причиной   цепи неверных действий, ошибочных поступков. Гордый человек  склонен к  нерассудительному, крайнему перенапряжению сил, что приводит, в конечном счете, к срывам и падениям, может стать источником тяжелых болезней и даже гибели человека.

На нас педагогах лежит большая ответственность за будущее наших воспитанников. Важно не дать развиться гордости, и как можно раньше начать бороться с ее проявлением в ребенке. Как указывается в книге «Духовно-нравственные основы образования и воспитания», одним из начальных проявлений гордости в ребенке является тщеславие в одежде.

Дети не должны слишком сильно радоваться красивой одежде. Сама радость эта естественна и понятна, но необходимо следить, чтобы она не была чрезмерной. Тем более нельзя допускать того, чтобы ребенок тщеславился одеждой и с пренебрежением относился к тем, кто одет хуже.

Другим характерным проявлением гордости в детях является хвастовство своими родителями, их богатством, должностью, социальным положением. При этом ребенок часто с пренебрежением смотрит на других детей, чьи родители в чем-то уступают его собственным. Поэтому нельзя разрешать ребенку грубо и дерзко обращаться с людьми; нельзя позволять плохо отзываться о ком-либо. Необходимо внушать детям, что Бог смотрит не на богатство и положение, а на добродетель и честность: Младенец Иисус выбрал Себе не богатых и знатных родителей, а плотника – воспитателем и бедную Деву – Матерью.

Третьим видом гордости, характерным для  детей, является гордость своими действительными или мнимыми качествами и преимуществами. Нет ничего предосудительного в том, что ребенок радуется тому, что он хорошо учится, отличается прекрасным поведением и т.п. Но подобное честолюбие должно иметь разумные пределы и не превращаться в тщеславие.

Обобщая все сказанное, можно выделить следующие методы преодоления гордости в детях:

— метод примеров: родители, воспитатели должны сами подавать пример, не осуждать никого, не превозноситься ни перед кем, быть со всеми окружающими в мире;

— метод наставления: объяснять происхождение гордости, говорить о том, что гордый человек всегда бывает наказан;

— метод объяснения: доводить до сознания  ребенка нравственные представления и понятия, раскрывать их насущную необходимость для жизни человека;

— метод запрещения: запрещать детям рассуждать и судить о вещах, которых они не понимает; не допускать, чтобы ребенок сам себя хвалил, много говорил о себе, вмешивался в разговор взрослых.

— метод контроля и анализа поступков: обучать ребенка смотреть на себя глазами другого, преодолевать стремление осудить окружающих; яркий пример: когда при отце Иоанне Маслове осуждали другого, он говорил: «Да и я сам так делаю» (в этих словах надо видеть не только проявление смирения, но и форму обличения, способ обратить внимание собеседника на себя самого).

— метод поощрения: хвалить за скромность, послушание, но в меру; ребенок должен быть прилежным, послушным, скромным и благочестивым не потому, что за это хвалят, а потому, что этого ждет от него Бог.

Важным средством избавления от гордости является молитва. Но молитва должна идти от смиренного сердца, сочетаться с осознанием своей немощи, невозможности справиться с собою без помощи Божьей. Иначе она  может стать проявлением высокоумия – духовной гордости,  о которой много написано в трудах святителя Тихона Задонского. Сама молитва при высокоумии выступает как проявление гордости.  Устами человек говорит «Господи, помилуй», а в сердце своем,  подобно евангельскому фарисею, пребывает в уверенности, что не нуждается в помиловании и спасении, так как правильно и регулярно молится, соблюдает посты, посещает церковь и прочее. Спаситель нужен только тем, кто на самом деле осознает и чувствует себя погибающим. Путь к спасению святитель Тихон видит в признании своего окаянства, своей болезни и слепоты, того, что мы погибли и не можем ожить без Христа. Это признание и осознание составляет основу смирения – главного лекарства от гордости.

Имея духовное происхождение, порок гордости побеждается духовными благодатными средствами, среди которых в первую очередь надо отметить исповедь и причастие.

Ценность книги «Духовно-нравственные основы образования и воспитания» заключается прежде всего в том, что в ней осуществляется педагогическая адаптация святоотеческого наследия, которая сопровождается ясным изложением методологических принципов, сформулированных в трудно доступных сегодня массовому читателю книгах  отечественных просветителей, выдающихся духовных писателей России. В числе этих писателей следует особо отметить епископа Иринея (Орды), последние годы жизни которого были связаны с нашей Орловской кафедрой. Приведу в конце своего выступления слова из проповеди владыки, посвященной искоренению гордости из душ детей:

«Родители! Вы все желаете, чтобы дети ваши были добрыми, послушными детьми. Если этого вы истинно хотите, то побеждайте в них гордое высокомерие, потому что высокомерные дети будут своенравны и непослушны; насаждайте в них смирение и скромность, потому что скромные дети всегда бывают послушными. Вы все хотите, чтобы дети ваши были благодарны — не допускайте в них вкорениться высокомерию и гордости, потому что человек гордый большей частью неблагодарен. Все вы хотите, чтобы дети ваши были счастливы — насаждайте в них скромность и смирение, потому что скромный и непритязательный человек бывает спокоен и доволен свои положением, а человек довольный, в сущности, и есть честный и счастливый. Все вы, без сомненья, хотите чтобы на детях ваших почивало благоволение Божие: сохраняйте их от гордости; учите их словом и примером смирению и скромности, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»[4] (Иак. 4:6).

В доступной и выразительной форме здесь представлены выработанные столетиями воспитательные установки святооотеческой педагогики, освоение которых сегодня необходимо, как воздух, для нас всех, ответственных за будущее наших питомцев, за будущее нашей страны.

[1] Выступление на пленарном заседании конференции, посвященной духовным и нравственным основам образования и воспитания 24 января 2013 г. (Место проведения – актовый зал Министерства образования и науки РФ)

[2] Маслов Н.В. Духовные и нравственные основы образования и воспитания. /В двух томах – М.: «Самшит-издат», 2003.

[3] Маслов Н.В. Духовные и нравственные основы образования и воспитания. /В двух томах – М.: «Самшит-издат», 2003, Т.1, с.306-313.

[4] Епископ Ириней Орда. О религиозном воспитании детей. [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=768

Икона дня


Православный календарь

Сегодня: 15 ноября 2018