Ни одна война, пронесшаяся над Россией в Новое время, не была опозорена и оболгана в народном сознании так, как эта, «империалистическая». Ни одна не оставила такого зияющего вакуума. Ни одна не оказалась так затерта в сознании потомков как эта.

«Империалистическая» сразу была перечеркнута революцией. Она «переросла в гражданскую» и как бы перестала существовать. Европа вся покрыта памятниками воинам 1914-1918 годов — у нас их нет. В мире вышли тысячи работ: мемуаров и исследований. У нас — нет. В русской литературе вплоть до «Августа четырнадцатого» зиял провал.

Герои той, первой, скрывали свои награды от новой власти. По этим наградам их «отлавливали». Студенты, пошедшие в армию в 1914-м и получившие «прапорщиков» в 1915-м, были добиты в чекистских подвалах в 1920-21-м. Война добивала молодых людей-тех, кого не уничтожила в окопах первых сражений. Народ опускался в зверское состояние.

Кто свяжет в целое эти картины?

Солдат, искалеченный в Мазуровских болотах, лежит под скальпелем, который подаёт хирургу великая княгиня, сестра милосердия. Деревенская молодуха воет вслед поезду: «Распроклятая машина, куда милого сташшила!?»

Целые поколения, угробленные в 1914-18 годах, взывают к нам из безвестности.

В данном эссе хотелось бы остановиться на роли военного духовенства, героях забытой войны и орловцах-участниках той войны.· Приведем здесь весьма примечательные высказывания русских военных.

«Только религия порождает состояние души, дающее счастье». (Генерал-адъютант М. Драгомиров)

«…Совершенно напрасно думают некоторые, что религиозное воспитание должно даваться только священнослужителями, напротив, если нижний чин найдет отклик и поддержку в офицере в своем религиозном чувстве, то последний станет ему ближе, роднее, заменит ему отца, брата».  (Капитан 2 ранга И. Энгельман)

Интересны воспоминания главного священника армии и флота Г.И. Шавельского.  Он был награжден орденами св. Георгия и св. Владимира с мечами. За годы 1-й мировой войны был награжден орденами Александра Невского и св. Владимира 2-й степени. В августе 1917 г. активно поддерживал генерала Л.Г.Корнилова. Эмигрировал в Болгарию, где стал профессором богословия Софийского университета, законоучителем и директором русской гимназии.

В своей книге «Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота» он отмечает: «Самым больным местом вышедшей в 1914 году на бранное поле русской армии была ее материальная сторона – недостаток вооружения и боевых припасов. Вся вина за это была взвалена на военного министра, В. А. Сухомлинова, печальным образом закончившего свою блестящую карьеру».И далее он продолжает: «Вернувшись однажды в 1916 году с фронта, где я посетил много бывших на передовых позициях воинских частей, наблюдал, как трудности и опасности окопной жизни, так и высокий подъём духа в войсках, — я, по принятому порядку, явился к Государю с докладом о вынесенных мною впечатлениях и наблюдениях».

Во всеподданнейшем отчете обер-прокурора Св. Синода за 1911-12гг., опубликованном в отделе Духовенство и армия, сказано: «Военное и морское духовенство стоит на высоте своего звания как по своему образованию, так и по своему нравственному состоянию и пастырской деятельности в войсках. Отношения между военным духовенством и его паствою были должные, правильные. Отчет особо отмечает самоотверженную деятельность протопресвитера о. Георгия Шавельского по усовершенствованию дела удовлетворения религиозно-нравственных нужд нашей армии».

Среди новомучеников есть немало военных священников дореволюционной России, уже причисленных к лику святых, или тех, чья канонизация, возможно, последует в будущем. Многие их них самоотверженно исполняли свой долг на полях Первой Мировой войны.

Так священники Василий Ягодин и Николай Яхонтов, служившие в разное время в 194-м пехотном Троицко-Сергиевском полку, претерпели мученические кончины и были расстреляны на подмосковном Бутовском полигоне НКВД. Оба Архиерейским юбилейным собором Русской Православной Церкви в августе 2000г. в числе нескольких сотен новомучеников были причислены к лику святых.

Два священномученика в одном полку… Вряд ли они или кто-либо из их сослуживцев могли в начале ХХ в. представить, что ждет их самих, Отечество и Церковь после 1917г.

К числу таких подвижников с полным правом можно отнести и иеросхимонаха Антония (в миру Александр Ксаверьевич Булатович; 26 сентября/8 октября 1870). Александр родился в городе Орле в благородной семье. Его отец генерал-майор Ксаверий Викентьевич, командующий 143 Дорогобужским полком. Генерал Булатович происходил из древнего дворянского рода и всю жизнь посвятил военной службе. Отец скончался, когда Александру было три года. Мать с тремя детьми переехала в Санкт- Петербург, где дети получили хорошее воспитание.

Александр Булатович окончил Александровский лицей в числе лучших воспитанников и поступил в лейб-гвардии Гусарский полк. На многие годы военное дело стало главным в жизни Булатовича.

В 1896 году Булатович добился своего включения в члены российской миссии Красного Креста в Эфиопии. Он первый европеец, пересекший из конца в конец Кафу (теперь провинция Эфиопии). Его научные заслуги получили мировое признание.

В 1900 г. по личному указанию Николая11 Главному штабу Булатович был направлен в Порт-Артур в распоряжение войсками Квантунской области. За бои с китайцами он получил орден Владимира 4-й степени. После возвращения из командировки Булатович подал в отставку.

Под влиянием праведного Иоанна Кронштадтского в 1906 году Александр Булатович принял монашество с именем Антоний. В 1907 году Булатович уехал на Афон, где принял схиму. Поселившись в Андреевском скиту Ватопедского монастыря, он в уединении все свои силы прилагал к духовному деланию: молитве и посту.

В 1913 году иеросхимонах Антоний выехал с Афона и поселился в родовом имении в селе Луциковка Сумской области.

В августе 1914 года, после начала Первой мировой войны, отец Антоний получил разрешение поехать в действующую армию как армейский священник. Во время войны отец Антоний не только служил священником, но и во «многих случаях вёл солдат в атаку», был награжден Георгиевским наперсным (священническим) крестом на ленте.

Отец Антоний был убит бандитами в ночь с 5 на 6 декабря 1919 года. Похоронен в селе Луциковка Сумской области (родовом имении Булатовичей). 6 сентября 2003 года были обретены нетленными его мощи. 23 августа 2009 года на могиле установлен и освящен гранитный крест.

Награды:

  • Орден Святой Анны 2-й степени с мечами;
  • Орден Святого Владимира 4-степени с мечами и бантом;
  • Орден Почётного легиона (за спасение из плена Французского миссионера);
  • Высшая военная награда Эфиопии при негусе Менелике 11 – золотой щит и сабля;
  • Георгиевский крест.

Многие священники — участники Первой мировой войны были репрессированы и погибли в годы безбожной власти. Так наш земляк, священник Семен Яковлевич Силаев, наглядный тому пример. Он родился в 1888 году в деревне Селивановка Колпнянского уезда Орловской губернии в семье земледельца, но выбрал духовное направление. Закончил Орловскую духовную семинарию, а затем и Московскую духовную академию. Добровольцем ушел на фронт Первой мировой. Был ранен и попал в плен. Вернувшись на родину женился и стал священником в церкви Станового Колодезя. Свои обязанности исполнял исправно, в политику не вмешивался, был почитаем в своём приходе. В 1937 по доносу был арестован и пропал.

7 октября 1993г. из справки КГБ стало известно о причине «пропажи» священника «…23 марта 1938г. в возрасте 53 лет. Причина смерти — расстрел». Расстрелян отец Семен в г. Орле, могила его неизвестна.

Особое место среди людей духовного звания, участникам первой мировой, следует отвести воспитанникам Орловской духовной семинарии и учителям церковно приходских школ Орловской губернии, воевавших на всех фронтах – в Галиции и белорусском Полесье, в Прибалтике и на Кавказе.

Только из школ пяти уездов Орловской губернии (Елецкого, Карачевского, Орловского, Ливенского и Мценского) воевало 56 человек.

Один из них, Петр Андреевич Дороничев, участвовал в походе в Пруссию, воевал на Немане и под известной крепостью Оссовец. В наградном листе отмечено: «За отнятие у немцев пулемёта во время сражения награжден Георгиевским крестом 4-й степени, после чего откомандирован в школу прапорщиков».

Отважно сражался Алексей Николаевич Острогорский (1893-1916). Сын священника села Преображенского-Куракино. В 1914 году закончил Орловскую семинарию и поступил во Владимирское военное училище. На фронте прослужил полтора года. Вначале находился в запасном батальоне в Ельце, затем – в действующей армии, в 128 Старооскольском полку. Участвовал в боях на Золотой Липе, был ранен, после госпиталя вернулся в полк и был назначен ротным командиром.

В период наступления генерала Брусилова был контужен 22 июня 1916года, но остался в строю. «За храбрость и боевые заслуги произведен в чин подпоручика. Был награждён тремя орденами: Анны 4-й степени, Анны 3-й степени с мечами и Станислава с мечами». Погиб во время атаки на высоту 1901.

Александр Александрович Преображенский. Сын дьякона Воскресенской церкви г.Орла. После Орловской семинарии поступил в Московское Алексеевское училище, уйдя добровольно с 3-го курса Варшавского университета. Произведен в офицеры 1 июня 1918 года. С 12-го участвует в боевых действиях. Во время атаки 17 июля погиб в бою.

В письме отцу командир полка писал: «Прапорщик вверенного мне полка Преображенский был назначен мной, как выдающийся офицер».

Известно также, что некоторые воспитанники Орловского Бахтина кадетского корпуса сражались и пали геройской смертью в годы Первой мировой войны. Среди них: генерал-лейтенант В.П.Мамонтов и полковник М.А.Арнольд — погибли и были погребены на Московском городском братском кладбище 14.10.1916г.

Владимир Петрович Мамонтов(1866-1916) – убит осколком снаряда.

Михаил Александрович Арнольд (1866/67-1916)- участник русско-японской войны, награжден Георгиевским оружием и многими орденами.

Ф.Ф.Тютчев-сын поэта в1914-1915гг. был командиром батальона и служил в 36-м Орловском полку, награжден Георгиевским оружием.

Среди выпускников корпуса следует назвать крупных военачальников Первой мировой: Дмитрий Пармский – командующий армией. Один из организаторов Красной армии, командующий Северным фронтом.

Дмитрий Щербачев- начальник академии Генерального штаба, командующий армией в Первую мировую войну.

В период Первой мировой войны во всех православных храмах ежедневно возносилась молитва: «О еже подати силу неослабну, непреобориму и победительну, крепость же и мужество с храбростью воинству нашему… на сокрушение врагов и супостат наших».

События Первой мировой ярко отразил Сергей Городецкий в стихотворении «Подвиг войны», где есть такие строки:

Война! Война! Так вот какие

Отверзлись двери пред тобой,

Любвеобильная Россия,

Страна с Христовою судьбой!

Так прими ж венец терновый

И в ад убийственный сойди

В руке с мечом своим суровым,

С крестом сияющим в груди!

Седой священник тихо вышел…

Из тысяч вспыхнувших сердец

Молитва вырвалась…Услышал

Её в раю Своем Творец.

Блажен, кто пел в народном хоре,

Кто встретил с верою грозу,

Кто видел силу в русском взоре

И чудотворную слезу!

А.К. Мищенко, заместитель отдела религиозного образования и катехизации  Орловско-Ливенского епархиального управления

 

 

Икона дня


Православный календарь

Сегодня: 17 апреля 2024