Игумен Александр (В.В.Маслов),

наместник Свято-Духова монастыря

Ливенской епархии Орловской митрополии;

Монах Нафанаил (Б.Г.Бобылев),

насельник Свято-Духова монастыря,

доктор педагогических наук, профессор

 

 Православные монастыри в истории России всегда играли выдающуюся роль в духовном просвещении народа, а также в созидании государственности и защите отечества. Первыми учителями на Руси были монахи.Монастыри стали нашими первыми университетами. Выдающийся русский писатель Иван Васильевич Киреевский в своей статье «О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России» отмечает: «Обширная Русская земля, даже во времена разделения своего на мелкие княжества, всегда сознавала себя как одно живое тело и не столько в единстве языка находила свое притягательное средоточие, сколько в единстве убеждений, происходящих из единства верования в церковные постановления. Ибо ее необозримое пространство было все покрыто, как бы одною непрерывною сетью, неисчислимым множеством уединенных монастырей, связанных между собою сочувственными нитями духовного общения. Из них единообразно и единомысленно разливался свет сознания и науки во все отдельные племена и княжества. Ибо не только духовные понятия народа из них исходили, но и все его понятия нравственные, общежительные и юридические, переходя через их образовательное влияние, опять от них возвращались в общественное сознание, приняв одно, общее, направление»[1]

В годины бедствий именно монастыри становились центрами духовного укрепления и патриотической консолидации народа. Известный старец Русской Православной Церкви, протоиерей Василий Ермаков в своей книге о национально-государственных заслугах русского духовенства в эпоху польско-шведской оккупации  пишет о том, что в критический для русской государственности момент, когда Москва была захвачена интервентами и Русь практически утратила политическую независимость, Троице-Сергиева лавра сыграла решающую роль в организации народного ополчения. Троицкий архимандрит Дионисий  со своим келарем Палицыным рассылают грамоты по всей Руси и, в первую очередь, в Казань, понизовые волжские города, в Великий Новгород и Вологду: «…Не все ли до конца разорено и обругано злым поруганием: не пощажены ни старики, ни младенцы грудные…Все мы испили чашу постигшего нас гнева Божия… Вспомните это и смилуйтесь при общей смертной  опасности, чтобы и вас не постигла такая же гибель. Пусть служилые люди без всякого промедления спешат  в Москву на собрание всем православным христианам…»[2]. И патриоты откликнулись на этот призыв. Москва была освобождена. Отечество спасено.

Новосильский Свято-Духов монастырь, находящийся почти в самом центресреднерусской возвышенности,уводораздела рек восточно-европейской равнины, на так называемой Литовской дороге («Литовском шляхе»), по которой приходили с Запада на Русь отряды захватчиков и грабителей, в прошлом играл весьма важнуюроль в защите южных границ Московского государства. В XVI-XVII  веках монастырь был тесно связан с так называемыми засечными линиями, игравшими роль пограничных заградительных сооружений, а также с возникновением казачества как особого социального слоя, государственного военного сословия.

Засечная линия, проходившая от рязанского города Данкова через Свято-Духов монастырь и Новосиль на Орел, была частью  Богородичногозащитногопояса вокруг Москвы, который был создан по повелению Иоанна Грозного.Укажем, что сама символика защиты, государственной безопасности была глубоко проникнута духовными смыслами, чувством соборности и твердою верой.Все наши предки  ходили под Богом. Архидьякон Павел Алеппский, сопровождавший Антиохийского патриарха Макария в его путешествии по Руси в 1654-1656 годах, отмечал в своих записках: «Творец даровал русским царство, которого они достойны за то, что все заботы их — духовные, а не телесные. Таковы они все»[3]. Об этом же пишет флорентийский посол Яков Рейтенфельс, посетивший в начале 17 века Москву: «В несчастье они тверды духом, не поддаются скорби, а к счастью равнодушны, …что бы ни случилось, утешают себя словами: “так Богу угодно, Он так все устрояет к лучшему»[4].

Горением сердец, молитвенным упованием был проникнут сам порядок военной, пограничной и караульной службы. Так, например, ночные дозоры на стенах Московского Кремля перекликались словами молитвы «Пресвятая Богородица, спаси нас!»

Надо при этом сказать, что люди тогда жили в гораздо менее защищенных условиях, чем сегодня. Отовсюду грозила опасность, нашествие врагов, стихийные бедствия, повальные эпидемии, дикие звери, разбойники на дорогах. Так, например, одного из самых выдающихся настоятелей Свято-Духова Монастыря, игумена Ювеналия Воейкова, восстановившего обитель после ее закрытия по  указу Екатерины II об учреждении монастырских штатов, построившего величественный, исполненный красоты и благолепия соборный храм во имя Живоначальной Троицы, в 1774 году избили до полусмерти и ограбили разбойники, а его келейника убили. Сие произошло во второй половине сравнительно цивилизованного XVIII века. Что же говорить о XVI и XVII веках! Именно в это суровое, полное опасностей времяпроисходит расцвет Свято-Духова монастыря…Вокруг обители складывается цепь казачьих поселений. Жители их — казаки-сторожи несли службу по охране засечных линий. При этом духовное влияние Свято-Духовой обители было  главным объединяющим, просвещающим, облагораживающим и усмиряющим буйную казачью вольницу началом.

Настоятели монастыря, как и все священноиноки обители, ревностно заботились о спасении душ окормляемых ими воинов, но при этом не забывали и о их земных нуждах. В 1639 году игумен Свято-Духова монастыря Симон отправляет царю Михаилу Федоровичу Романову челобитную о необходимости укрепления новосильской крепости[5]. Государь распорядился значительно усилить гарнизон крепости людьми и вооружением, помог и монастырю. Новосильским пушкарям, стрельцам и казакам была выдана первая царская грамота на владение землей. Затем данное государево решение  было распространено на все засечные рубежи Руси Великой, на все казачьи поселения, тем самым челобитная игумена Свято-Духова монастыря способствовала  процессу  преобразования дикой, буйной, плохо управляемой казачьей вольницы в оседлое государственное военное сословие, игравшее столь большую роль в становлении и защите Российского государства.

Писцовые книги XVII века свидетельствуют о внимании и благоволении к Свято-Духову монастырю государей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, а также Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великой княжны Софьи Алексеевны. В это время монастырь обладал весьма серьезными средствами материального содержания, к которым относились:  3 вотчины: село Задушное село Березовец и село Игумново, земля, сенные покосы, лес,  мельница, рыбные ловлиот Новосиля до села Бетьково (т.е. примерно на протяжении 9 км.). Разрушительная политика Петра Первого и его преемников по отношению к Церкви и монастырям приводит к упадку Свято-Духовой обители. Перед закрытием монастыря в 1764 году в нем оставалось всего три монаха:  строитель Иосиф и два иеромонаха. За монастырем не имелось уже никаких пашенных и сенных угодий, не говоря о вотчинах. Вскоре после упразднения обители 12 новосильских помещиков обратились с прошением в московскую консисторию о восстановлении Свято-Духова монастыря с обязательством обеспечивать монастырь. Ходатайство помещиков было удовлетворено, и 12 сентября 1767 года Новосильский Свято-Духов монастырь был причислен к заштатным монастырям Московской епархии. После своего восстановления Свято-Духов монастырь находился попеременно под ведением 4 консисторий: московской (1767-1774), воронежской (1774-1788), коломенской (1788-1799) и, по перемещении архиерейской кафедры из Коломны в Тулу, тульской (1799-1918).

В течение XIX века и начале ХХ столетия Свято-Духов монастырь играл большую роль в жизни Тульской епархии. При монастыре была устроена епархиальная больница для монашествующих и богадельня для страждущих и нуждающихся. С 1805 по 1869 год в стенах монастыря размещалось Новосильское духовное училище, в числе выпускников которого были многие известные деятели Русской Православной Церкви второй половины XIX –начала XX века. До самого Октябрьского переворота при монастыре действовала церковно-приходская школа, смотрителями которой были настоятели монастыря. Еще одна церковно-приходская школа была открыта при ските монастыря в сельце Енютине (в конце XIX века). Значительную роль играл монастырь в организации помощи голодающим в 1892 году, а также организации лечения и восстановления раненных воинов во время Первой мировой войны.

Настоятель Свято-Духова монастыря архимандрит Геронтий в своей книге, посвященной обители[6], писал о высоком молитвенном строе ее  жизни, во многом продолжающем древнерусскую духовную традицию. За молитвенной поддержкой, духовным советом и утешением, для поклонения святыням монастыря сюда ежегодно стекались тысячи паломников. Особым почитанием пользовалась чудотворная икона Николы Новосильского Доброго. Архимандрит Геронтий уделяет рассказу об иконе  большое внимание. Он указывает, что икона эта была написана в XI веке знаменитым подвижником Киево-Печерской Лавры Алимпием и подарена Свято-Духову монастырю в XVII веке государем Алексеем Михайловичем Романовым. На иконе внизу написано крупными буквами с сокращениями и титлами, что в 1111 году пред сею иконою клялся в Киеве Половчанин об отдаче выкупа за свое освобождение из плена.Сказание о чуде, связанном с  этой иконой, было помещено в книге «Пролог» – собрании рассказов о чудесных знамениях и происшествиях. Пролог составлял самое распространенное и любимое на Руси чтение. И поэтому об иконе Николы Доброго знали все православные христиане, многие стремились совершить паломничество к ней.

Согласно благочестивому сказанию Пролога,  чудо произошло в двенадцатом веке с пленником-половцем, который перед образом святого Николая Чудотворца пообещал своему хозяину киевлянину, пригнать табун лошадей, если тот даст ему волю. Половцу была подарена свобода. Бывший пленник не спешил исполнять обещание. Однако  половцу стал являться Святитель Николай, грозно напоминая о данном обете. В конце концов половец  был наказан святителем: клятвопреступник был сброшен на всем скаку с коня и тяжко заболел. В священном ужасе, половец приказал слугам пригнать два табуна – один для киевлянина и второй для постройки церкви святому Николе, после чего получил исцеление.

На поклонение иконеСвятителя Николы Новосильского Доброго в Свято-Духов монастырь стекались паломники со всех концов России.

Крестные ходы с иконой в XVII, XVIII, XIX и XX веках –(вплоть до самой революции)   проводились непрерывно и постоянно. Помощник смотрителя Новосильского духовного училища Егор Русаков писал: «Жители почти каждого села Новосильского уезда ежегодно брали икону к себе. Для сего в известное время жители села всех возрастов приходят в монастырь в полном праздничном наряде и, взяв святую икону, несут ее пешком иногда верст 40-50. Самый продолжительный ход бывает после праздника Святой Троицы: он продолжается до сентября месяца»[7]. В самом монастыре, указывает Русаков, поклонение иконе не прекращалось круглый год; это происходит каждый воскресный день, особенно на праздники Святому Николаю и святой Троицы: «в эти дни бывает почти неумолкающее пение перед иконою»[8].

По вере наших благочестивых предков, при обращении со святыми молитвами к святому угоднику Божию происходили многочисленные случаи исцеления недужных.

После Октябрьского переворота монастырь был закрыт, святыни разграблены, две из трех монастырских церквей были взорваны, а величественное здание собора монастыря – церкви Живоначальной Троицы превращено в склад удобрений. На территории монастыря руководители местного колхоза устроили машинный двор, поставили емкости с горюче-смазочными материалами.

Мерзость запустения стояла на святом месте до 2005 года , когда, по благословению схиархимандрита Илия и под руководством игумена Александра (Маслова), было начато возрождение монастыря.

Древняя обитель сегодня восстает из руин.Прежнее благолепие и красоту обрел соборный храм во имя Живоначальной Троицы, здание которого возвышается над обрывистым и живописным берегом реки Зуши, притока Оки, величественно царит над окрестностями, привлекая внимание всех проезжающих по дороге Залегощь-Новосиль за многие километры. Восстановлена ограда монастыря, некоторые участки которой повторяют облик древнерусской крепости, напоминая о том вкладе, которую внес в свое время монастырь в защиту Отечества.

Ведущими московскими мастерами воссоздана икона «Николы Доброго», которая с доскональной точностью повторяет древний чудотворный образ, утраченный в ходе русской богоборческой смуты XX столетия. Как и во времена цветения и славы монастыря, перед этой иконой вновь регулярно служатся молебны, читаются акафисты. 26 мая сего года был впервые после столетнего перерыва проведен соборный крестный ход с иконой по окружающим селам. Восстановлен древнерусский строй знаменного пения во время монастырских богослужений, исполненных внутреннего благоговения и внешнего благообразия.

Как и до Октябрьского переворота, при монастыре действует богадельня, в которой находят приют, уход и лечение люди, от которых отказалось общество: бездомные, немощные, несчастные. Монастырь способствует реабилитации многих бывших заключенных, которые не нашли после тюрьмы себе место в жизни, получая везде отказ в приеме на работу.

Монастырь сегодня  выступает в качестве центра духовно-патриотического просвещения для населения Новосильского и окружающих  районов. Духовенствообители способствует возрождениюказачества, которое вносит весьма заметную и живописную струю в жизнь мужского Свято-Духова монастыря. На каждом праздничном богослужении присутствуют казаки в полной казачьей форме, вооруженные шашками. При этом нередко можно  видеть, как члены одной семьи – отцы, матери, дети, одетые в казачью форму, носящие казачьи звания и награды – участвуют в богослужениях и церковных таинствах, являя собой наглядную иллюстрацию выражения «Семья – малая Церковь». Посвящение в казачество, принятие присяги происходит в ходе возглавляемого наместником Свято-Духова монастыря, игуменом Александра специального молебна Архистратигу Архангелу перед его иконой. Это торжественное действие, проникновенные слова присяги  не могут оставить равнодушным ни одного человека, присутствующего на молебне. заставляя каждого вспомнить  его долг перед Отечеством Небесным и земным.  Казаки  активно участвуют во всех делах и мероприятиях монастыря. Ни один большой праздничный крестный ход нельзя представить без казаков, несущих впереди молящихся хоругви и иконы. Они ведут охрану монастыря, поддерживают порядок, активно участвуют в строительстве,  восстановлении обители. Важную роль играет казачество в возрождении народных традиций в Новосильском округе. Заслуженную славу в округе и далеко за пределами приобрел казачий хоровой ансамбль «Волюшка».

Совместно с духовенством монастыря члены Казачьего объединения заботятся о нравственном и патриотическом воспитании детей и юношества: проводятся беседы, встречи, экскурсии и паломничества, специальные уроки, посвященные духовно-патриотической тематике. Тем самым восстанавливается связь времен: дети чувствуют себя частью великого народа, приобщаясь к его духовной жизни и его свершениям. Приведу один пример. 2 марта 2019 года, в день Родительской субботы в Троицком храме Свято-Духова монастыря состоялась опримечательная встреча и беседа с местными школьниками, организованная  насельниками монастыря совместно  с членами Казачьего объединения.. Перед этим дети молились об упокоении их усопших предков, среди которых были и те, кто защищал Православную Веру и Церковь, и те, кто вольно или невольно способствовали попранию святынь. Звучали утешительные и примиряющие слова: «Всякое согрешение, соделанное ими словом, или делом, или помышлением, как благой и человеколюбивый Бог, прости. Ибо нет человека, который жил бы и не согрешил, ибо только Ты один без греха, правда Твоя – правда навек и слово Твое – истина». Участие юных новосильцев в поминовении усопших создавало в храме особую атмосферу единения ушедших, живущих и будущих поколений. Казалось, молитва детей сливается с молитвой тех, кто столетия молился в стенах соборной монастырской церкви Живоначальной Троицы, тех, кто защищал в самые трудные годы становления молодого русского государства его южные рубежи – пушкарей, стрельцов, казаков, потомки которых отдают дань памяти ушедшим, воссоздавая и восстанавливая попранное – под окормлением Церкви, под сенью Святого Духа.

В заключение заметим, что сегодня наше главное оружие, главное средство обеспечения безопасности страны  – это не ракеты и танки, но стойкий народный дух, это верность заветам предков, это молитва и вера в Бога, которые делали нашу страну могучей и непобедимой в прошлом и которым мы должны научить подрастающее поколение сегодня.

[1]И.В. Киреевский О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России (Письмо к графу Е. Е. Комаровскому) // Иван Васильевич Киреевский. Критикаиэстетика. Сост., вступ. статья и примеч. … –М. Ф. Овсянников (пред.) и др. М.: Искусство, 1979, С.275

[2]Ермаков Василий. Национально-государственные заслуги и защита православия русским духовенством в эпоху польско-шведской ин ервенции. – СПб, 2002, с.122.

[3]Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским. Изд. Московского университета, 1896—1900, вып. 3, с.138.

[4]Рейтенфельс Я. Сказание светлейшему герцогу Козьме третьему Тосканскому о Московии. М., 1905, с. 142.

 

[5]Корнева В.И. Град на Острожной горе. Историко-краеведческий очерк к 850-летию города Новосиля. – Орел,  2007, с.88-89.

[6]Архимандрит Геронтий. Исторический очерк Новосильского Свято-Духова монастыря. – Тула, 1901.

[7]Русаков Е. Новосильский Свято-Духов  мужской заштатный монастырь // Тульские епархиальные ведомости, 1870, №11, с.319.

[8]Там же.

 

О Свято-Духовом монастыре

Икона дня


Православный календарь

Сегодня: 25 апреля 2024