ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ УМА

В новом учебном пособии доктора педагогических наук, магистра богословия Н. В. Маслова «Духовные и нравственные основы образования и воспитания» [1; 2] значительное внимание уделяется вопросам развития умственных способностей детей.  Великие православные мыслители, указывает Н.В. Маслов,  выделяют в качестве главной добродетели человека добродетель рассуждения. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «В рассуждении соединены премудрость, разум, духовные чувства, отличающие добро от зла, без которых внутренний дом наш не созидается и духовное богатство не может быть собрано». Таким образом, ум человека имеет в качестве своей основы дух, который определяется святителем Феофаном Затворником как «орган Богообщения, Бога сознающая. Бога ищущая и Богом живущая сила»[3].

Особо следует подчеркнуть, что в данном случае ум не сводится к логической способности человека, к интеллекту, но предполагает, в первую очередь, наличие способности к различению добра и зла, правды и лжи. Господство интеллектуализма в образовании, установка на первоочередное развитие рассудка человека, насыщение его памяти всевозможными знаниями является в значительной степени следствием влияния античной дохристианской языческой традиции. Отказываясь от нравственных оценок античный «ум» дает возможность наблюдать и описывать себя и других «со стороны», отстраненно-объективно, классифицируя всех как вещи и тела. «Судите о дереве по плодам» — говорил Величайший из педагогов Иисус Христос. Мы видим плоды, которые приносит сегодня высокоинтеллектуальное, но лишенное нравственного измерения образование. Ум человека, данный ему свыше как путеводитель, как средство различения добра и зла, духовного возрастания человека, обращается в средство обеспечения максимального комфорта существования,  «уютного устройства на земле без Бога» (Ф.М. Достоевский). В сознание людей внедряется идея относительности морали («Все дозволено!») призывы к легализации всех человеческих пороков звучат все настойчивее. [4] Налицо – стремление человечества сойти с креста,  отказаться и от духовной вертикали (связь с Богом) и нравственной горизонтали (связь с людьми). Но мнимая свобода оборачивается чудовищным обманом. Мы являемся свидетелями безумного саморазрушения человечества безудержного уничтожения природных ресурсов, использования циничных и лживых политтехнологий, «медицинского каннибализма»,   разработки все более изощренных орудий убийства людей, Отсутствие способности различать добро и зло, правду и ложь, таким образом, катастрофически  сказывается как в жизни целого общества, так и в жизни отдельного человека. Одним из важнейших условий спасения каждого из нас и человечества в целом является способность к самопознанию, к умению видеть нравственные недостатки ума, руководящего и контролирующего нашу волю, наши чувства, всю нашу осмысленную деятельность. Воспитание такой способности является важнейшей и не решаемой на сегодня в достаточной мере задачей педагогики.

В книге Николая Васильевича Маслова указывается, что педагогам и родителям необходимо знать как общие, так и конкретные недостатки ума, проявляющиеся у их воспитанников. Общие недостатки ума появились после грехопадения первых людей, когда ум потерял «ясность и проницательность», все познавательные способности ослабели и были повреждены. Преподобный Фалласий пишет: «Ум, одержимый страстьми, замышляет неподобающее; обнаруживаются же его мысли словами и делами».

Н.В. Маслов дает характеристику и   частных недостатков ума.        Одним из коренных недостатков ума является его непостоянство и изменчивость. Причиной изменчивости, указывают святые отцы, является попрание нравственного закона. Святой Иса­ак Сирин пишет, что если в душе оскудевает страх и стыд, то «ум непрестанно скитается… колеблется туда и сюда». Лишенный твердых устоев ум легко  отвлекается от  задачи внутреннего совершенствования  на внешние материальные предметы. Так, дети часто не склонны сосредоточиваться на одном предмете, особенно если это сопряжено с усилием, с работой над собой.      Изменчивость и непостоянство детского ума, лишенного нравственного руководства,  из недостатка может превратиться в серьезный порок по мере взросления человека, стать источником расстройства не только личной, но и общественной жизни.

Глубокую поврежденность лишенного духовно-нравственных ориентиров сознания русской либеральной интеллигенции начала 60-х годов XIX века,  раскрывает в своем знаменитом романе «Некуда» Николай Семенович Лесков. Писатель создает неотразимые по своей художественной силе образные формулы,  отражающие крайне рассредоточенное, изменчивое, «беспутное» состояние ума играющих в революцию аристократов,  бездумное поведение которых грозило (и, в конечном счете, как мы знаем, привело) к подрыву, разрушению устоев русского государства. Наивысшей степени экспрессии писатель достигает в создании образа маркизы Ксении Григорьевны  де Бараль — главы московского либерального кружка:             «Рассуждала  она  решительно обо всем,  о  чем  вы хотите, но более  всего  любила  говорить о том,  какое значение могут иметь  просвещенное  содействие  или  просвещенная  оппозиция  просвещенных  людей, стоящих на  челе общественной лестницы. Маркиза не могла рассуждать спокойно и последовательно; она не могла, так сказать, рассуждать рассудительно. Она, как  говорят  поляки, «miala zajaca w  glowie»  («имела зайца  в голове».), и этот заяц  до  такой степени беспутно шнырял под ее черепом, что догнать его не было никакой возможности. Даже никогда нельзя было видеть ни  его  задних  лопаток,  ни его куцого,  поджатого  хвостика.  Беспокойное шнырянье  этого торопливого зверка  чувствовалось  только потому, что из-под его  ножек  вылетали: «чела общественной лестницы»  и прочие  умные слова, спутанные в самые беспутные фразы.»

Изменчивость и непостоянство ума связано с неясным осознанием цели человеческой жизни, отсутствием в голове «царственной мысли» (М. Сперанский), подчиняющей и гармонизирующей все действия человека. Преподобный Нил Синайский говорит: «Понятие ума нашего весьма несовершенно и всячески исполнено неведения»

Неведение нравственного закона таит в себе источник мучений: отступающего от морали подспудно терзает совесть, он ищет забвения в пьянстве, наркотиках, буйных развлечениях. Своеобразным наркотиком, препятствующим нравственной самооценке, также может стать ежедневная суета, погоня за благосостоянием, материальным успехом.  Человек оказывается всецело порабощенным заботами житейскими, разменивает свою жизнь на мелочи. Герой второго тома «Мертвых душ» добродетельный помещик Муразов обращается к Чичикову: «Назначение ваше — быть великим человеком, а вы себя запропастили и погубили». … «Ах, Павел Иванович, — говорил Чичикову старый Муразов, — как ослепило вас имущество — из-за него вы и бедной души своей не слышите».

Надо сказать, что многие современные студенты остро чувствуют ложь и пошлость цивилизации, отказывающейся от духовно-нравственных ориентиров в пользу эвдемонических, потребительских ценностей [5]. Приведу отрывки из эссе наших студентов, написанных в рамках курса риторики. Кира Кузьменко, студентка института информационных технологий: «Упрощение всех сложностей бытия до «мыльной оперы», до примитивно «интересного» – это всемирного масштаба болезнь человеческого духа. Таким образом, язык современной рекламы внушает нам, что красота, сила, богатство, здоровье, молодость, успех являются основными ценностями, которым следует стремиться. А истинные ценности – такие, как добро, честь, достоинство, справедливость остаются в тени..». Студентка архитектурно-строительного института Софья Селиванова:  «Сегодня в бесконечной суете наши головы забиты бытовыми проблемами, а действительно серьезные мысли посещают нас редко, мы откладываем размышления на потом, на конец, но никому неизвестно, когда наступит тот самый миг «перед», так пусть эти теплые и светлые мысли сопровождают нас на всем протяжении жизненного пути… Я полагаю, что в абсолютно каждом человеке есть потенциал для того. Чтобы реализовать себя не только с точки зрения успешности личности, но и как человека духовного, живущего по совести, соответственно морали».

Общение со студентами свидетельствует о том, что они подспудно страдают от неведения, испытывают настоящий духовный голод. Мы же, педагоги, не спешим утолить его и подаем нашим детям камень вместо хлеба… [6].

Человек с неправильными мыслями и действует неправильно, соответственно этим ложным мыслям. «Истинная мысль — источник всех благ, мысль ложная есть источник ошибочной деятельности» (Святитель Игнатий Брянчанинов). Мысль ложная несет зло, является источником злых дел. Мысль Раскольникова: «Тварь я дрожащая или право имею» — о праве преступить нравственный закон  оборачивается непоправимым злом, убийством.

Несоблюдение нравственного закона лишает человека целостности и мудрости, «разворачивает» его душу до дна (отсюда – оппозиция: «целомудрие» – «разврат»). В результате утрачивается дар рассуждения, способность к правильному выбору, к верному решению, что пагубно сказывается на жизни людей, преступивших заповеди, и жизни всего общества.

«Ин есть путь, мняйся быти благим в начале, но концы его — во дно адово», — говорится в отеческих книгах.  Сегодня нам очень важно правильно и точно расставить все акценты, отказаться от общих рассуждений и лозунгов в подходе к понятию «духовно-нравственное образование и воспитание», наполнить его ясным и строгим терминологическим содержанием, которое диктуется нравственным законом, данным нам Богом.

Литература

  1. Маслов Н.В. Духовные и нравственные основы образования и воспитания. Т.I. – М.: Самшит-издат, 1913. – 432 с.
  2. Маслов Н.В. «Духовные и нравственные основы образования и воспитания». Т.II – М.: «Самшит-издат», 2014 – 288 c.
  3. Бобылев Б. Г. Феофан Затворник и религиозный кризис русской интеллигенции // Сборник Орловского церковного историко-археологического общества. Вып.2. / [б.и.], 2001. — С. 67-74
  4. Бобылев Б. Г. Нераспадающаяся связь времен: Русь и православие // Свято-Михайловские Чтения «Православие и современность» 14-21 ноября 2002 г.: доклады и тезисы. Ч. I. — Мн. Братство в честь Святого Архистратига Михаила в г. Минске Минской епархии Белорусской Православной Церкви, 2004. — С.70-77.
  5. Бобылев Б. Г. Проблема нравственного воспитания и духовные традиции русского народа // Духовные традиции русского народа — основа нравственного и патриотического воспитания современной молодежи : материалы Глинской науч.-практ. конф. Орел, Болхов, 29-30 мая 2002г.- Орел.: ОрелГТУ, 2002.- С.44-48.
  6. Бобылев Б. Г. «Восстановление падшего»: о смысле и цели педагогического творчества // Православный ученый в современном мире. Т. 3 / Воронеж : Истоки, 2013. — С. 49-54

 Bibliography

  1. Maslov N. In. Spiritual and moral foundations of education and upbringing. I. — M.: Boxwood publishing, 1913. — 432 p.
  2. Maslov N. In. «Spiritual and moral foundations of education and upbringing». T. II — a M.: «Boxwood-Izdat», 2014 – 288 p.
  3. Boris Bobylev  Theophan the Recluseandreligious crisisof the Russian intelligentsia// Digest of theOrelСhurchHistorical and ArchaeologicalSociety. Issue 2. / [BI], — P.67-74
  4. Boris Bobylev Nonseparated link of times: Russia and Orthodoxy // St. Michael’s Readings on «Orthodoxy and modernity» 14-21 November 2002: reports and theses. Part I. — Brotherhood in honor of St. Michael the Archangel in the city of Minsk, Minsk diocese of the Belarusian Orthodox Church, 2004. — S.70-77
  5. Boris Bobylev The problem of moral education and spiritual traditions of the Russian people // Spiritual traditions of the Russian people — the basis of moral and patriotic education of today’s youth: materials of the Glinskaya Scientific and Practical Conference. Orel, Bolhov, 29-30 May 2002g.- Orel : OrelGTU, 2002.- P. 44-48.
  6. Boris Bobylev «Recoveringthe Fallen»: the meaning and purposeof pedagogical creativity// Orthodoxscholarin the modern world. 3 /Voronezh:Origins, 2013.- P.49-54

 

Икона дня


Православный календарь

Сегодня: 28 марта 2024