Учиться духовной жизни:
христианская хрестоматия для детей
Схиархимандрит Иоанн Маслов писал: «Жизни духовной, как и всякому делу, следует учиться». Помочь научить детей основам духовной жизни в семье и школе поможет новая разработка Николая Васильевича Маслова – «Хрестоматия по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи» (М.,2015).
Материал хрестоматии распределен по двадцати двум урокам, сопровождается заданиями, призванными организовать учебную деятельность учащихся, а также иллюстрациями – серией живописных и выразительных портретов и пейзажей, выполненных русскими художниками. При этом литература, историко-документальный материал и живопись органично дополняют друг друга, создавая впечатление единого одухотворенного текста русской истории, ландшафта и культуры.
Сильные позиции этого «текста» – начало и конец, в которых обычно всегда размещается самое главное для понимания целого, занимают – статьи, посвященные великим русским полководцам – Александру Васильевичу Суворовуи и Михаилу Илларионовичу Кутузову. В этом заключен глубокий педагогический смысл. Обращение к личности, к деяниям, к словам великих полководцев, способствует постижению изначальной неразделимости любви к Отечеству небесному и земному, любви к Богу и ближнему. Эти примеры не только нацелены на формирование и укрепление чувства патриотизма, но и воочию являют образ духовного восхождения, целожизненного подвига, осуществления на деле высокого идеала нравственного совершенства, данного нам Богом. Высказывание схиархимандрита Иоанна Маслова «Подвиг в том состоит, чтобы победить себя» — побуждает школьников к работе мысли: оказывается победе над внешними врагами всегда предшествует победа над самим собой .
Очень важно с педагогической точки зрения то, что высокие идеи и разительные нравственные истины доносятся до детей не только в рациональной, но и в эмоционально-образной, художественной форме. Басня Крылова «Волк на псарне» — это не просто эпизод истории литературы, это факт нашей истории, имеющий разумно-жизненное и провиденциальное значение. Слова ловчего: «Ты сер, а я, приятель, сед», которые Кутузов с удовольствием относил к себе, — стали частью русского языкового сознания, выражая собой победу вековой народной мудрости над беззастенчивой наглостью, хитростью и хищностью захватчиков.
Сама композиция хрестоматии выполняет важную дидактическую функцию. Центральное положение в книге занимает урок, посвященный изложению своеобразного «алгоритма», порядка работы человека над собою, (Занятие 10. «Авва Дорофей О созидании душевного дома добродетелей»), а также урок, в ходе которого дети знакомятся с содержанием нравственного закона (Занятие 11. В.И.Даль Детям о евангельских заповедях).
Дети любят строить, многие игры основаны на этом стремлении детей. Невидимые глазу, труднопостигаемые явления внутреннего мира души в ходе десятого занятии как бы выводятся наружу, делаются видимыми, наглядными при помощи ряда строительных уподоблений. Так вера рассматривается как основание, фундамент, далее следуют камни, из которого возводятся стены прочного душевного дома: первый камень – послушание, затем идет долготерпение, вслед за ним кладется камень воздержания, а дальше камни сострадания, отсечения своей воли, кротости. В качестве краеугольных камней, соединяющих стены дома добродетелей представляются терпение и мужество, ибо, как возвещает авва Дорофей, если кто не имеет мужества в душе, тот не будет иметь и терпения, а у кого нет терпения, тот решительно ничего не может совершить. Поэтому и сказано: «В терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21, 19). Смирение авва Дорофей уподобляет извести, раствору соединяющему камни. Связывает стены добродетелей рассуждение, которое придает дому красоту, венчает же его в качестве кровли царица добродетелей – любовь.
Нравственный закон, в силу высокого тона, сжатости и строгости его изложения в тексте Священного писания, для детей представляет твердую и нелегко усваиваемую пищу. Поэтому, если использовать излюбленный образ апостолов Петра и Павла, учителям надо прибегать к духовному молоку, что с успехом и делает выдающийся русский писатель-просветитель Владимир Иванович Даль. Собственно говоря, одиннадцатое занятие в хрестоматии, построенное на основе книги Даля «Картины из быта русских детей», являет собой своеобразную расшифровку «духовной алгебры» нравственного закона: заповеди, первоначально воспринимаемые детьми как отвлеченные формулы, шаг за шагом наполняются конкретным и ясным содержанием, жизненным «арифметическим» смыслом. Главный персонаж книги Даля, бабушка, так разъясняет структуру и направленность десяти заповедей: «В первых четырех заповедях, — сказала она, — говорится о том, как надо любить и чтить Господа, в остальных шести Господь учит людей, как им должно жить между собою». В этом разъяснении – ключ к пониманию и правильному педагогическому использованию сложного прилагательного «духовно-нравственный». Каждая часть его имеет точное терминологическое значение: «духовный» — связанный с любовью к Богу; «нравственный» – связанный с любовью к людям.
Наш Божественный Учитель Иисус Христос для того чтобы научить духовной жизни тех, кто шел за ним, наряду с прямыми советами, рекомендациями, указаниями использует и косвенную иносказательную форму, требующую от слушателей работы ума и сердца, союза рассуждения и воображения. Подобная работа оставляет глубокий след в душе, запечатлевая в памяти высокие нравственные истины в яркой образной форме. Сии уроки нашего Божественного Учителя в полной мере учитываются в хрестоматии Николая Васильевича Маслова. В нее включено немало произведений русской словесности, которые напоминают по своему характеру притчи, выражая глубочайшее духовно-нравственное содержание в непринужденной, почти игровой форме художественного повествования. Типичный пример подобной художественной дидактики – приводимый в хрестоматии рассказ Владимира Солоухина «Подворотня». С первых слов этого рассказа мы погружаемся в дивную атмосферу деревенского детства, исполненную солнечной радости бытия, полноты существования. Добротой и любовью проникнуты отношения членов крестьянской семьи: мать жалеет и не будит маленького сына, жалеет его и суровый дед. Но в этот солнечный мир неожиданно приходит тень, дисгармония, разлад. И источником этого разлада становится своеволие мальчика. Ему очень хотелось пролезть в подворотню на улицу, но ворота оказались открытыми. Капризничая, он требует закрыть ворота, но когда дед выполняет его требование, впадает в истерику – разрешенное становится неинтересным. Все казалось бы так просто и незатейливо. Но эта незатейливость таит в себе богатейшее духовное содержание. Своеволие — духовный корень нравственного зла. Именно оно явилось причиной грехопадения первых людей. Именно оно толкает человека на жестокость по отношению к окружающим. «Жалость к себе» — это бешанина», — говорит замечательный русский писатель Шергин. Своеволие лежит в основе религии человека, бунта цивилизованного человечества против Бога, а также в основе всех революций прошлого и настоящего. Что такое цветные революции?– Это прежде всего карнавальный разгул непослушания и нетерпения. «Нет, нет, нет, мы хотим сегодня, нет, нет, нет, мы хотим сейчас.». «Нужно искоренять страсти, пока малы и не укоренились» – говорит схиархимандрит Иоанн Маслов. Работа над текстом рассказа Солоухина, при правильной ее организации, может стать толчком для осознания детьми присутствия греха своеволия в своей душе, той большой опасности для самого человека и окружающих, которую таит в себе этот, на первый взгляд, столь небольшой и простительный грех.
Очень большое внимание в хрестоматии уделяется русской природе. «Бог познается из видимого мира», — данные слова схиархимандрита Иоанна Маслова, приводимые в книге, помогают проникнуть в духовный смысл русской пейзажной лирики и прозы. «Окинул равнодушным оком творенье Бога своего и на челе его высоком не отразилось ничего», — так пишет М.Ю. Лермонтов о демоне. В этих стихах выражена суть несчастья высоколобой интеллектуальной гордыни, не способной к восприятию красоты и совершенства созданного мира, к благодарению Создателя, что является источником чувства отверженности ото всех, безысходного и самоубийственного уныния. Научить детей видеть красоту Божьего мира, благодарно радоваться ей представляет собой важнейшую педагогическую задачу, от решения которой может непосредственно зависеть само спасение души человека. «Русская природа – это икона Господа нашего Иисуса Христа», — говорил писатель Борис Шергин. Сказанное в полной мере можно отнести к изображениям родной природы в ряде классических художественных произведений, включенным в хрестоматию. При этом достаточно явственно здесь присутствует христианское символическое начало. Так, например, в третьем занятии помещается прозаическая миниатюра Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Береза», отрывок из «Записок охотника» Ивана Сергеевича Тургенева и стихотворение «Полая вода» Ивана Алексеевича Бунина. Все они посвящены весне, которая, как известно, в Православии выступает символом Воскресения Христа.
Послушайте, как звучат эти строки:
«Есть в русской природе особенный день, когда на березах начинает распускаться молодая листва. Выйдешь на волю и радостно ахнешь: зеленой нежной дымкой покрылись лесные опушки». (И.С.Соколов-Микитов)
«Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо!… …Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханьем весны!..(И.С.Тургенев)
«Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш». (И.А.Бунин)
Поистине, эти приподнятые, проникнутые радостью и утренним светом слова напоминают радость и свет пасхальных песнопений.
Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый: Христос бо воста, веселие вечное…
Утренюем утреннюю глубоку, и вместо мира песнь принесем Владыце, и Христа узрим, Правды Солнце, всем жизнь возсияюща…
С дидактической точки зрения «Хрестоматия по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи» продолжает традиции «Родного слова» и «Детского мира» К.Д. Ушинского. Рядом с произведениями изящного искусства в книге помещаются и занимательные научно-популярные статьи, такие, как «Еж», «Пчелиный улей», «Дерево вечности», «В стране зеленой». Эти материалы, удовлетворяя детской любознательности и пытливости, вместе с тем способствуют развитию логической способности учащихся. Здесь уместно привести слова К.Д. Ушинского: «В душе дитяти с логической мыслью будет срастаться прекрасный поэтический образ, развитие ума будет идти дружно с развитием фантазии и чувства; логическая мысль отыщет себе поэтическое выражение и, наоборот, поэзия выражения закрепит самую мысль» ( Ушинский К.Д. Детский мир и Хрестоматия. — Новосибирск: «Мангазея», «Детская литература»: Сибирское отделение, 1998, с.17). Ушинский определяет задачу своих учебных книг следующим образом: «Выучить дитя учиться». Николай Васильевич Маслов, продолжает эту линию, делая следующий шаг в развитии русской педагогики, ставя и решая в своей новой книге задачу выучить детей учиться духовной жизни. Вся эта хрестоматия в целом оставляет удивительно гармоничное и солнечное впечатление. Откройте ее страницы – и вы явственно ощутите присутствие животворящего, радостного и светлого Духа.
Сказано:Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.»
Поэтому В образной наглядной форме перед детьми разворачивается в настоящее время также много охотников залезть в нашу овчарню. И слова ловчего: «Ты сер, а я, приятель, сед», которые Кутузов с удовольствием относил к себе, — сегодня звучат символически: наглость, хитрость и сила заокеанских молодых волков ничто по сравнению с седой мудростью веков, историей Святой Руси, наследницей которой выступает современная Россия: «не в силе Бог, а в правде», которое не всегда правильно понимается и употребляется не только журналистами, но и педагогами. Духовность понимается часто как проявление интеллекта, как культура в широком смысле. Нравственность же неправомерно отождествляется с этикой, моралью, которая имеет социальную сущность.