О ХРИСТИАНСКИХ НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВАХ  СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

(по книге: «Выдающиеся просветители

о семье и воспитании детей»- М.: МПА, 2010)

Семья является одной из основополагающих христианских ценностей. Мы говорим друг  другу: «братья и сестры».  Это значит – мы чувствуем и осознаем себя членами одной семьи. Братья и сестры есть там, где есть один Отец, к которому мы обращаемся с главной молитвой, заповеданной Иисусом Христом: «Отче наш».

Семья как «домашняя церковь»  является  оплотом Церкви земной и Небесной, и не случайно сегодня она становится направлением главного удара сил зла. И потому сегодня как никогда важно раскрывать  высший смысл и предназначение семьи, являемые  нам в  святоотеческом учении о спасении. Возрождение традиционного русского идеала семьи должно стать национальной задачей нашего государства, духовной задачей всех православных педагогов.

Очень важно доводить до сознания наших воспитанников истинное понимание брака и семьи, в основе которых лежат не совокупность общественных отношений, не изменчивые и многообразные социально-исторические условия и факторы,  но вечный и неизменный нравственный закон, установленный  самим Богом для Адама и Евы в раю.

«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сделаю ему помощника, соот­ветственного ему… И создал Господь Бог из ребра, взятого у чело­века, жену, и привел ее к человеку (Быт. 2: 18, 22). «Закон брака»- пишет святитель Филарет Московский заключается в следующих словах: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2: 24). На сей самый закон, как на коренное учрежде­ние брака, указует Сам Спаситель (Мф. 19: 5).

 

Знание этого основополагающего закона открывает путь для постижения системы ключевых понятий, имеющих путеводительное значение  для педагогов, целью которых является внутреннее нравственное совершенствование воспитанников. Согласно спасительному учению Православной церкви, раскрываемому святителем Тихоном Задонским, таинство Брака представляет собой благословение Божие вступающим на путь семейной жизни. Это таинственный союз мужа и жены во образ союза Христа с Церковью. Цель брака как Таинства — закрепить союз любви супругов, сделать его духовным, свя­щенным. В нем подается брачующимся благодать Святого Духа, освящающая и помогающая им в деле рождения и воспитания детей. Брак, правильно совершенный, остается в силе до конца жизни супругов.

Очень важным понятием для понимания сущности брака является понятие единомыслия, проистекающего из благословенного Богом союза.

Как тело никогда не мо­жет быть в несогласии само с собою, ровно и душа сама с собою, так и мужу с женою должно не разногласить, но жить в единении, — указывает святитель Тихон Заднский. Отсюда может произойти для супругов бесчисленное множество благ. Все блага стекаются там, где такое единодушие, — там мир, там любовь, там душевное веселие; нет там ни ссоры, ни брани, ни вражды, ни сварливости; все это исчезает, потому что корень всех благ, то есть единомыслие, уничтожает все это.

Об этом же пишет и святитель Григорий Богослов:

«Общие заботы супругов облегчают для них скорби; и общие радости для обоих восхитительнее. Для единодушных су­пругов и богатство делается приятнее; а в скудости самое единоду­шие приятнее богатства. Для них супружеские узы служат ключом целомудрия и пожеланий, печатью необходимой привязанности. Составляя одну плоть, они имеют и одну душу и взаимной любовью одинаково возбуждают друг в друге усердие к благо­честию».

Согласно современной статистике, до 90% современных браков заканчиваются разводом. Главной причиной этого является не отсутствие правового,  юридического просвещения молодоженов, но пренебрежение нравственными устоями брака. Иеромонах Глинской пустыни Порфирий (Левашов) пишет: «Прочность брачных союзов зависит не столько от взаимно­го согласия или предварительных условий жениха и невесты, сколько от доброты характера и чистоты нравов. Где нет ни того, ни другого, там и взаимные обязательства, и самые законы, скре­пляющие их, ничего не значат».

Распространенным определением семьи, известным нам еще с советского времени, является определение ее как ячейки общества. Однако подход, лежащий в основе этого определения, основан на понимании семьи как проекции меняющихся общественных отношений. С этой социологической и атеистической точки зрения, «какое общество такая и семья». Этот подход связан с непониманием сущности семьи, вечного нравственного закона лежащего в ее основе. С православной христианской точки зрения, «какая семья такое и общество».

Святитель Феофан Затворник пишет:

«Семейство есть общество, которое под одним главою, со­гласным отправлением разных дел, устрояет свое благососто­яние внешнее для внутреннего. Обыкновенно его составляют родители и дети, иногда с другими родными. В сем отношении есть общие всего семейства обязанности и есть взаимные обя­занности разных членов семейства»

Иеромонах Глинской пустыни Порфирий (Левашов) подчеркивает:

«Семейные смуты сказываются на обществе: из-за них пода­вляется чувство чести и правоты, теряется доверие, зачинаются раздоры и тяжбы, упадает деятельность, слабеют промышленные силы народа, умножается бедность, и приходят в расстройство дела общественные».

Педагогика святых отцов, воплощенная в их советах духовным чадам, живущим семейной жизнью, нацелена на воспитание духа самоотверженности у супругов. Следование этим путем самоотвержения в быту, согласно святым отцам, также спасительно, и также может привести к внутреннему совершенству, как и следование аскетическим монашеским путем. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) в Лекциях по пастырскому богословию говорит о том, что особенностью духовного руководства епископа Феофан Затворни­ка лиц, живущих в миру, является то, что он постоянно напо­минает о необходимости созидать свое спасение именно в мело­чах будничной жизни. «Извольте себе записать в памяти, что с минуты пробуждения до минуты закрытия глаз ко сну, все время должно так вести дела, чтобы весь день представлял неразрывную цепь актов самоотвержения, и все Господа ради, пред лицем Его во славу Его. Акты самоотвержения не огромное что суть, а идут среди обычных дел. Они могут быть под всяким словом, взгля­дом, движением и под всякой мелочью».

Об этом же, делая упор на самоотвержении супругов по отношению друг к другу, пишет преподобный Амвросий Оптинский: «Если бы супруги ровно, по-христиански разделяли тяготу жизни своей, тогда людям и на земле было бы жить хорошо. Но как супруги часто быва­ют упруги, оба или один из двух, то наше благополучие земное и не оказывается прочным»

Схиархимандрит Иоанн Маслов пишет о взаимной ответственности супругов друг за друга перед Богом:

«В семье нужно проводить жизнь в любви к Богу и друг другу. Это вернейший способ, направляющий человека по спаситель­ному пути, ведущему к вечному блаженству <…>. На молитву следует побуждать друг друга».

И далее:

«Семья каждого христианина должна быть в своем роде ма­лою Церковью, руководимою главою дома, отцом семейства, в которой так же, как и в великой Церкви, есть известные лица, есть имущество, хозяйство, сохраняются те или другие отноше­ния к посторонним семьям, лицам и учреждениям».

Задачей семьи, согласно педагогическому учению святых отцов, является воспитание детей в духе Божественного нравственного закона. Сегодня педагогам очень важно постигать, доводить до степени ясного осознания сущность христианского традиционного подхода к воспитанию детей и роли семьи в этом благодатном деле. Мы все, учились по учебникам, которые были написаны под прямым или косвенным влиянием духовной традиции нашего просвещения. Но сегодня мы наблюдаем стремление радикально перестроить всю предметную систему нашего образования. Слова традиция, традиционный все чаще употребляются с отрицательной оценочной окраской, традиционность отождествляется с косностью, которой противостоит новаторство сторонников развивающего обучения. Однако за громкой риторикой скрывается зияющая пустота. «Есть особая область жизни, которая называется развитием»- утверждают сторонники данного направления в педагогике. В этом своеобразном лозунге понятие развития наделяется свойствами реально существующего предмета, ставится на место самой жизни. Личность человека вполне в духе марксистской традиции определяется в концепциях развивающего обучения как пучок социальных функций. И вся цель образовательно-воспитательного процесса,  состоит при этом в превращении ребенка в часть общественной производящей силы. Даниил Борисович Эльконин – один из основоположников «развивающей педагогики», использует весьма характерное выражение – «эмансипация от взрослых» (отец, мать родители – этих слов нет в языке его работ). За данным языковым оборотом скрывается стремление оторвать детей от традиции, свести на нет влияние семьи, выбить почву из-под человека, сделать его максимально управляемым и контролируемым.

«Если хочешь завоевать кого-либо, навяжи ему свой язык», — эта рекомендация Фридриха Ницше проводится в жизнь педагогами-атеистами. Но нам не надо вступать с ними в борьбу, спорить с ними.  Нам надо только не отступать от истины, восстанавливать христианские начала отечественного просвещения, постигать ту систему понятий, которая лежит в его основе.

Обратимся к «Начертанию христианского нравоучения» святителя Феофана Затворника: «Воспитание — дело родителей главнейшее, многотрудное и многоплодное, от коего благо семейства, Церкви и Отече­ства. Тут-то и покажите истинную любовь. Родители, можно сказать не вы: дитя родилось неведомо для вас как. Воспитать же его — ваше дело».

Об отвественности родителей за своих детей перед Богом говорит и святитель Тихон Задонский:

«Наконец, возлюбленный христианине, умел ты детей своих родить: умей же их и добре воспитать, да истинный отец их будеши. Называешися отцем их по плоти: буди отец и по духу. Родил ты их к временной жизни; болезнуй и раждай их к вечной жизни, да тамо с ними Христу предстанеши, и радостно воз-овеши: «се аз и дети, яже дал ми еси, Господи».

Преподобный Амвросий Оптинский развивает евангельское учение о воспитании, высвечивая очень важные для родителей-воспитателей грани этого учения:

«Детей вы обязаны учить, а от детей сами должны учиться, по сказанному от Самого Господа: «аще не будете, яко дети, не внидите в Царствие Небесное». А святой апостол Павел протолковал это так: «Не дети бывайте умом, но злобою младенчествуйте; умы же совершении бывайте».

Родители несут чрезвычайно большую ответственность за своих детей перед Богом. С большой силой эта мысль выражена святителем Феофаном Затворником: «Возлюбленнии христиане! явитеся и вы и дети ваши на суде оном Христовом и за них ответ дадите Судии праведному. Он у вас не спросит, учили ли вы детей ваших художеств, учили ли по-французски, по-немецки, по-италиански говорить, но науча­ли ли по-христиански жить?»

В то же время святитель пишет и долге детей перед родителями:

«Так много приемлют дети от родителей! От них временная жизнь; от них же основание, начало, способы и жизни вечной. Отсюда и дети не естественно только, но и совестно должны быть обращены к ро­дителям с особенными чувствами и расположе­ниями, сознавать себя к ним обязанными и воз-гревать их в себе. Глав­ное чувство, которо­му большей частью не учатся, есть любовь с почтением и покорностию. Должно только делать эти чувства раз­умными и вместе проч­ными до того, чтобы не испарились в целую жизнь. Воля родите­лей, что воля Божья, лицо их — лицо Божие».

Нравственный закон христианской жизни, лежащий в основе семьи и брака, получает свое непосредственное выражение в правилах воспитания. О главном из этих правил пишет святитель Филарет Московский в свойственной ему строгой, точной и последовательной манере изложения.

Цитирую : «Стоит труда поискать в Библии учение о воспитании. Древнейшее о сем учение можно найдти в слове Господа к Аврааму: Авраам бывая будет в язык велик и мног, и благословят ся о нем вси языцы земнии; вем бо, яко заповесть сыном своим и роду своему по себе, и сохранят пути Господни творити правду и суд (Быт.18.18.19).

Здесь, во-первых, в образе похвалы воспитанию, какое даст Авраам своим детям, преподается главное правило воспитания: сынам своим сохранять пути Господни, творить правду и суд, или, — чтобы тоже сказать по-нынешнему, — давай детям воспитание благочестивое и нравственное, сообразно с законом Божиим. Во-вторых, здесь показываются и благотворныя последствия такого воспитания: Авраам будет в язык велик и мног; — отец семейства, дающий детям своим воспитание благочестивое и нравственное, может надеяться от себя потомства многочисленнаго, уважаемаго и благополучнаго. Не трудно понять, что не может того же ожи­дать нерадящий о таком воспитании, а угрожает ему противное».

В исключительно возвышенной форме эта мысль получает развитие в поучениях святого праведного Иоанна Кронштадского:

«Цель высокая и святая: отныне вы делаетесь одушевленны­ми орудиями Божественной благости и всемогущества, ибо че­рез мужа и жену всеблагой Творец призывает к бытию и жизни разумные создания, будущих Его чад и наследников Царствия Божия; и вы, если и вас Господь благословит ими, должны бу­дете воспитывать их в правилах православной веры и жизни христианской, служа для них, прежде всего сами примером веры, благочестия и страха Божия».

О важности примера родителей для воспитания детей  пишет Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) в книге «Сила Моя в немощи совершается»

«Примером вашим воспитывайте детей. Об этом прекрасно сказал славный проповедник русский, архиепископ Харьков­ский Амвросий: «Когда ни один член семейства не может остать­ся без вечерней и утренней молитвы, — когда отец не выходит из дома на свое дело, не помолившись перед иконами, а мать ниче­го не начинает без крестного знамения, когда и малому дитяти не позволяют дотронуться до пищи, пока не перекрестится,- не приучаются ли этим дети просить во всем помощи Божией, и призывать на все благословение Божие, и веровать, что без по­мощи Бога нет безопасности в жизни, а без Его благословения нет успеха в делах человеческих? Не может остаться бесплод­ною для детей вера родителей, когда они, при нужде и бедности, со слезами на глазах говорят: «Что делать? Буди воля Божия». При опасности: «Бог милостив». При трудных обстоятельствах : «Бог поможет». При успехе и радости : «»Слава Богу, Бог по­слал». Здесь всегда и во всем исповедуется Божия благость, Божие промышление, Божие правосудие. Мать, предмет всей люб­ви и нежности для дитяти, стоит с благоговейным выражением лица и молится перед иконою Спасителя. Дитя смотрит то на нее, то на образ, — и не нуждается в длинных обьяснениях того, что это значит. Вот первый и безмолвный урок богопознания». Вот первый и самый важный урок благочестия.и правила жизни, обязательные для христианина».

Святые отцы при изложении важнейших нравственных истин, имеющих основополагающее значение для семейного воспитания, пользуются запоминающимися, наглядными образами, продолжая традиции евангельской педагогики Иисуса Христа. Цепь ярких образов, воплощающих идею строгого воспитания детей, находим у святителя Тихона Задонского:

«От воспитания бо все прочее житие зависит, как бо свежий глиняный сосуд, чим с начала напоен будет, такий запах и чрез прочее время жития своего издавать будет. Всяк раждается зол; яко всяк «в беззакониях зачинается и во гресех раждается» (Пс. 50, 7). Сего ради, чтобы добрым сделаться, требует исправления, обучения: якоже конь свире­пый и необученный обучается, чтобы удобен и угоден был к езде. Страсти, хотя и имеются в молодом сердце, однакож еще не усилились, и потому, когда с начала наказанием и страхом обуздаются, усмирятся и укротятся: надобно ожидать доброй надежды в юноше, тако воспитанном. Молодое деревцо, к кото­рой стороне приклонено будет, так и до конца будет стоять; так и юное сердце, чему приобучено будет, того и до смерти будет держаться»

Образы епископа Тихона Задонского тесно связаны с евангельским источником, прежде всего с образом дерева и его плодов из Нагорной проповеди Спасителя:

«От добраго воспитания добрые плоды следуют: 1) плод благочестиваго жития в возрастших детях; 2) родителям радость и утеха о добронравии детей своих; 3) несомненная вечнаго живо­та надежда; 4) таяжде надежда добрая и предвидится быть и во внуцех, ибо дети, как сами добре наставлены, так и своих детей наставлять не преминут; 5) честь и похвала фамилии; 6) подпора отечеству». Эти слова могут сыграть роль обобщения и заключения в нашем обзоре

Учение святых отцов о семье и браке, о правилах и принципах христианского воспитания имеет характер строго скоординированной системы понятий, зиждущихся на основополагающем нравственном законе, данном Богом. Знание  и глубокое понимание этой системы понятий является условием успеха в решении трудных педагогических задач, стоящих сегодня перед нами, утверждении идеалов внутреннего христианского совершенства в современном  отечественном просвещении.

Икона дня


Православный календарь

Сегодня: 22 января 2025