«Возбуждая чувства преданности Престолу и Родине» (к 160-летию со дня рождения И.В. Ливанского)

 Священнослужитель, педагог, краевед, литератор – это далеко не полный перечень граней профессиональной деятельности замечательного орловца Ильи Васильевича Ливанского (1854-1920). Он оставил заметный след в духовной жизни Орловщины, его имя мы часто встречаем в публикациях минувших лет,  в тех или иных текстах, повествующих о событиях в истории края.

Илья Ливанский родился 15(27) июля 1854 года в селе Старые Дольцы Белёвского уезда Тульской губернии в семье псаломщика [3]. С 1871 по 1877 год учился в Тульской духовной семинарии, по окончании которой в числе лучших выпускников продолжил учёбу в Московской духовной академии. В 1881 году принял священный сан и стал преподавателем Закона Божия в Орловском Александровском реальном училище и настоятелем училищной церкви Св. Александра Невского. В училище он прослужил 20 лет, одновременно являясь законоучителем старших классов Орловского Бахтина кадетского корпуса (1881-1885) и Николаевской женской гимназии (1887-1901).  Многим ученикам запомнились на всю жизнь его нравственные уроки, когда он учил их Закону Божию, «возбуждая чувства преданности Престолу и Родине» [5]. С 1901 года Илья Ливанский – священник, а с 1903 года – настоятель Богоявленской церкви в Орле и преподаватель женской гимназии Гиттерман.

Образованный и эрудированный человек, Ливанский внёс большой вклад в общественную и культурную жизнь Орла. Он был активным членом местного отделения Союза русского народа, Орловской учёной архивной комиссии, товарищем председателя Орловского Петропавловского общества, председателем Орловского церковного историко-археологического общества. Его перу принадлежат исследования о просветителе вятичей Св. Кукше, Св. Тихоне Задонском, просветителе Алтая архимандрите Макарии (Глухареве), работы о митрополите Киевском и Галицком Филарете (Амфитеатрове), преподобном Тихоне Калужском, «Слова» и «Поучения» духовного содержания. Его труды печатались в орловских, тульских, калужских, полоцких «Епархиальных ведомостях», во многих российских журналах религиозного и светского направления («Богословский вестник», «Православное обозрение», «Странник», «Кормчий», «Благовест», «Гражданин», «Свет», «Труды Орловской учёной архивной комиссии» и другие).

Некоторые исследовательские труды и поучения Ливанский писал в стихотворной форме. До наших дней дошли изданные отдельными брошюрами поэмы и стихотворения «Многострадальный Иов» (Орёл, 1882), «Поминки. Незабвенной памяти Василия Андреевича Жуковского» (Орёл, 1883), «Каин и Авель» (Тула, 1886), «На смерть монарха – отца, царя-миротворца, благочестивейшего государя императора Александра Александровича» (Орёл, 1894), «Моление о чаше» (Тула, 1898), «Пасха Христова» (Орёл, 1898), «Славянского мира краса» (М., 1899), «Незабвенной памяти И.Н. Корсунского» (М., 1900), «Николай Васильевич Гоголь» (Орёл, 1902), «Война России с Японией» (Орёл, 1904), «Святая чудотворная Курская Коренная икона Знамения пресвятой Богородицы» (Киев, 1909), «Отец Георгий Чекряковский» (СПб., 1909),  «Псалмопевец Давид» (Киев, 1911) и другие.

В качестве приложения к журналу «Орловские епархиальные ведомости» в 1912 году был напечатан очерк Ливанского о чудотворной Иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Богоявленской церкви Орла. Автор подчёркивал, что икона издавна почитается не только прихожанами храма, но и всеми жителями города. Во имя этой иконы в церкви имелся  особый придел — правый, на южной стороне. А храмовое празднование совершалось 24 октября не одним лишь Богоявленским приходом.

Ливанский подробно рассказал и о том, как  30 апреля 1847 года некто неизвестный заявил в Богоявленской церкви: «Принесите сюда из Гостиного Ряда святые иконы — они тут будут нужны». Сказав это, он скрылся. Иконы были принесены в церковь. Ожидали, что  неизвестный человек придёт для молебна, но более он не появился. Вспыхнувший вскоре пожар уничтожил Ряды, а иконы, таким образом, оказались невредимы.

Поведал Ливанский и о том, как уже в его период злодеи-грабители намеревались похитить святыню: ночью забрали в сломанном ими свечном ящике деньги и ценные бумаги и уже сняли с иконы наружную раму. Но тут злоумышленников обнаружил ночной сторож. Угрожая ему револьвером, они скрылись…

Служение в Богоявленском храме было настоящим духовным подвигом этого незаурядного человека. Не случайно, когда осенью 1916 года состоялось чествование протоиерея Ильи Ливанского в связи с 35-летием принятия им священного сана, епископ Павел приравнял многотрудную деятельность настоятеля к подвигу защитников Отечества на поле брани. Прихожане Богоявленского храма написали в приветственном адресе: «Вы собрали приход в одну большую семью и были заботливым, человеколюбивым отцом этой семьи[…] Много событий прошло, много житейских бурь пронеслось над всеми нами за этот долгий период времени, но с Божьей помощью Вы за всё это время не сошли с намеченного Вами пути: всегда оставались неизменно ревностным служителем Божьего храма, пламенным и красноречивым проповедником и на редкость добрым, отзывчивым человеком» [8. С. 855].

Илья Ливанский был знатоком старины, известным в Орле коллекционером и библиофилом. Его огромная библиотека содержала книги по религии, истории, литературоведению, сочинения русских писателей, в ней было около ста рукописей XVI-XIX веков. С момента открытия в 1897 году в Орле губернского музея Илья Ливанский был в числе самых верных его почитателей и дарителей [1].  Сохранилась его запись – одна из первых записей в книге посетителей музея:

Здесь ум пытливый и глубокий

Найдёт разгадку прежних дней.

Здесь память старины далёкой

Нам сохранит родной музей.

В 1905 году Ливанский передал в музей Орловского церковного историко-археологического общества 80 рукописей и архивных документов («Апостол» XVI века, «Шестиднев», сочинения Ефрема Сирина XVII века, другие богослужебные книги, жития святых, сборники святоотеческой назидательной письменности [7]). Большой интерес представляли также материалы, связанные с Орловским краем: ревизские сказки, челобитные, росписи помещичьих хозяйств XVIII века, том указов по Смоленской церкви (1777-1828), тексты поучений местных проповедников с 1783 года до середины 1850-х гг. Рукописное собрание Ливанского в 1905 году было описано преподавателем духовной семинарии, председателем Орловского церковного историко-археологического общества И.И. Евсеевым (в последующие годы – профессор Петербургской духовной академии) [2].

Не случайно по случаю одного из юбилеев коллеги-краеведы решили поместить портрет Ливанского на видном месте в музее церковного историко-археологического общества и адресовали ему такие слова: «Вы никогда не поступились в своей чистой сердечной вере, в своём просвещённом сознательном православии, в своей любви к храму Божию, к самой службе церковной. И в то же время Вы искренно усвоили лучшие интересы образованного русского общества в его стремлении к просвещению, к свободному развитию мысли в сфере религиозной, общественной, научной […] Вы справедливо всегда считаете, что христианское направление в истории есть не только научное направление, но и такое, которое даёт нравственно-религиозную санкцию научным требованиям беспристрастия и добросовестной критики. Так всегда согласуется для Вас религиозный и научный интерес требования веры и разума» [8. С. 857-858].

Ливанский первым поднял вопрос о создании репертуара орловской книги. В 1896 году он внёс в Орловскую ученую архивную комиссию предложение о необходимости устройства книгохранилища всех изданий, выходящих в Орловской губернии. Комиссия поддержала это предложение и постановила: «Справиться о таких вышедших изданиях в журнале «Библиограф» и других исторических журналах и просить местного цензора сообщать обо всех выходивших книгах в Орловской губернии» [4].

Однако работа по созданию репертуара орловской книги в то время не получила должного развития. Многое из задуманного не удалось осуществить: свой мрачный отпечаток наложили революция 1905 года, первая мировая война, революции 1917 года, гражданская война… Илья Васильевич Ливанский умер в 1920 году. Его известность, его репутация сыграли, увы, трагическую роль в судьбе сына Николая. Тот в 1916 году окончил агрономическое отделение Киевского политехнического института. Служил в армии фотолаборантом, а после революции 1917 года – в войсках генерал-лейтенанта А.И. Дутова. Николай попал в плен к красным, служил в военно-маскировочной школе, работал на авиазаводе. После гражданской войны – сотрудник контрольной семенной станции в Орле. Когда в 1925 году ГПУ обнаружило в губернском центре контрреволюционную организацию во главе с ботаником Н.В. Сахаровым, Ливанского-младшего арестовали в числе первых, хотя вскоре выпустили. Вновь арестовали его в 1930 году. Ливанского заставили признаться в принадлежности к организации Трудовой крестьянской партии, в антисоветской пропаганде и  вредительской работе, которая заключалась в «популяризации и распространении семян культур, не прививающихся по климатическим и почвенным условиям» [6]. Приговорили Николая Ильича к 10 годам концлагерей с конфискаций имущества и высылкой семьи.

Библиотека и рукописное собрание Ильи Ливанского почти полностью погибли в годы революции и фашистской оккупации Орла, отдельные книги ныне хранятся в областной библиотеке имени И.А. Бунина, краеведческом музее, музее И.С. Тургенева, Госархиве Орловской области. Однако труды патриота, неутомимого краеведа и литератора не утрачены, они ещё послужат потомкам, которые проявят интерес к наследию этого самобытного представителя орловского духовенства.

Комментарии

  1. Гольцова А.В. Ревнитель веры и просвещения // Истории русской провинции: Историко-просветительский журнал. – Орёл, [2000]. — № 10. – С. 157-161.
  2. Евсеев И.Е. Описание рукописей, хранящихся в Орловских древлехранилищах. V. Рукописи собрания протоиерея Илии Васильевича Ливанского // Сборник Орловского церковного историко-археологического общества. – Т. 3. – Орёл, 1907. – С. 72-90.
  3. Ерёмин В.П. Ливанский Илья Васильевич // Орловские краеведы: биобиблиогр. справочник / Краеведческие записки. Вып. 4. – Орёл: Вешние воды, 2005. – С. 235-237.
  4. Ливанский И.В. [О необходимости устройства в Орле книгохранилища местных изданий] // Труды Орловской учёной архивной комиссии. – Вып. 3. – Орёл, 1896. – С. 2.
  5. Илья Васильевич Ливанский // Шумаев А. Орловское Александровское реальное училище (1873-1898): Ист. очерк. – Орёл, 1898. – С. 198-200.
  6. Саран А.Ю. Дело «Трудовой крестьянской партии» в Центрально-Чернозёмной области // Образование и общество (Орёл). – 2003. — № 3.
  7. Сидоров В.Г. Ливанский Илья Васильевич // Деятели книжной культуры Орловского края: биобиблиогр. указ. / Сост. Р.И. Реуцкая, В.Г. Сидоров. – Изд. 2-е, доп. и испр. – Орёл: Изд. дом «Орлик», 2003. – С. 76-78.
  8. Чествование протоиерея И.В. Ливанского по случаю 35-летия службы его в священном сане // Орловские епархиальные ведомости. – 1916. — № 44-45. – С. 852-858. — Отд. неоф.

А.И. Кондратенко, доцент кафедры журналистики и связей с общественностью Орловского государственного университета, кандидат политических наук

 

Икона дня


Православный календарь

Сегодня: 25 сентября 2018